Выражение "канцелярская крыса" существует недаром. Хитрый деловитый
зверек, некрупный, изворотливый и пронырливый - вот идеал для малого
предприятия, которое будет вполне вольготно чувствовать себя при любом
исходе поединков "скрепочных королей". Удачных ходов может быть много
- главное, чтобы они не пересекались с магистралями тяжеловесов
канцелярского рынка.
О том, что в этом направлении "стоит рыть", говорят многие эксперты, в
том числе - и сами представители крупных компаний-лидеров. Суммарно
мнение канцеляристов выразил Дмитрий Сокол, генеральный директор
Национального Канцелярского Альянса (НКА): "Я убежден, что перспективы
у малого бизнеса в нашей отрасли есть. Посмотрите, как любая крупная
компания строит бизнес: ведь она вынуждена применять массовые
технологии, для того чтобы снижать издержки, а значит, способна
предоставить потребителю только определенный набор товаров и услуг. А
если тому вдруг потребовался не "белый верх, черный низ", а наоборот,
для того же гиганта "Комуса" будет просто технологически невозможно
обеспечить такой заказ. А вот мелкие компании вполне могут
подстраиваться под специфические потребности небольших целевых
аудиторий. Некрупная компания - это не только гибкий подход к
ассортименту, но и маленькие издержки, минимум персонала, отсутствие
необходимости содержать или арендовать складские помещения. Она
работает не столько на ценах, сколько на сервисе - и успешно
выживает".
По мнению Дмитрия Сокола, в значительной степени благоприятный прогноз
касается торговли, в меньшей - производства. Канцтовары
конкурентоспособного качества с трудом удается изготавливать даже
большим российским предприятиям. Впрочем, некоторые возможности для
малых все же есть и здесь.
Самый простой путь - использовать готовые решения для малого бизнеса,
предлагаемые крупными компаниями. Их не так много, поскольку рынок
канцтоваров находится в самом начале пути. На сегодняшний день есть
только одна работающая схема франшизы, которую предоставляет "Комус",
а также зонтичный брэнд торговой системы "Конторинг", родившийся в
Санкт-Петербурге, но уже распространивший свое влияние и на столицу.
В основе системы "Конторинг" - общепринятая в западном деловом мире
форма торговли по заказам через бумажный или сетевой каталог. Схема
выглядит следующим образом. Ежегодно выпускают каталоги товаров
объемом в несколько сотен страниц, которые распространяются среди
фирм-дилеров, участников системы "Конторинг". Дилеры работают с
корпоративными клиентами, принимают заказы и посылают их в сбытовой
филиал (сейчас они есть в Москве и Петербурге). Здесь заказ
комплектуют и привозят дилеру, который своим транспортом доставляет
заказ в офис заказчика. Кроме большого годового каталога,
ежеквартально выпускают мини-каталоги, в которых - новинки, сообщения
о бонусах и скидках, и, что самое главное, на каждый из указанных
товаров объявляют твердую цену, которая будет действительна все три
месяца. В среднем на складе находится 95% изделий, указанных в
каталоге, остальные - это дорогие, эксклюзивные изделия, которые, как
показывает опыт, покупатели готовы ждать в течение одной-двух недель.
Заказы могут принимать и через Интернет, с централизованного сайта
системы, однако пока большинство клиентов предпочитает знакомую
бумажную форму работы. Такая схема работы очень похожа на франчайзинг:
независимые фирмы-дилеры работают под единой торговой маркой, соблюдая
определенные стандарты обслуживания, пользуясь централизованной
рекламной поддержкой и защитой от внешней и внутренней (среди
участников системы) конкуренции. Владелец торговой марки "Конторинг" и
учредитель системы компания "Офис-СПб", тем не менее, не оформляет
свои отношения с дилерами в виде франшизы. Здесь считают: низкий порог
вхождения в бизнес (дилеру не требуются ни склад, ни магазин, не нужны
затраты на маркетинг и внешнюю логистику) - главное, что привлекает в
систему "Конторинг" новых участников. Сегодня машины с эмблемой сети
можно встретить в Петербурге и Москве, однако ближайшие годы должны
стать временем расширения. Вскоре сбытовые филиалы "Офис-СПб" откроют
в Екатеринбурге, на следующий год - в Поволжье, дальнейшими планами
предусмотрено знакомство с конторингом предпринимателей Юга России и
Сибири.
Кроме того, можно стать дилером какой-либо крупной компании,
дистрибутирующей в России известные западные брэнды. Например,
"Автократ", являющийся официальным дистрибьютором пишущих инструментов
торговых марок Parker и Waterman, а также эксклюзивным дистрибьютором
торговой марки Cross на российском рынке, обещает своим партнерам
обеспечение торговым оборудованием и рекламными материалами, обучение
и консультации, гарантийное и послегарантийное обслуживание, рекламную
поддержку. Однако продавать дорогие брэнды не так-то просто, хотя и
престижно, поэтому стоит хорошенько оценить свои силы и рынок, прежде
чем браться за это.
Если же вам хочется полной самостоятельности, надо придумать нечто
свое, чего раньше не было на отечественном рынке, - или
воспользоваться идеей, подобранной на чужой, "заграничной" ниве.
Левая идея
Анастасия Лебедева легко определила пустующую рыночную нишу: продажа
товаров для левшей. Три года назад, начиная свой бизнес, она решила
провести небольшое маркетинговое исследование, чтобы замерить величину
спроса и сформировать ассортимент магазина. В общей сложности опросила
около 100 левшей, от которых узнала, какими предметами пользоваться им
неудобно и сколько они готовы заплатить за вещи, приспособленные под
левую руку. С помощью Интернета составила представление об объемах
рынка товаров для левшей в США, Англии, Франции, Германии, изучила
ассортимент тематических Интернет-магазинов. Затем отправилась в
Англию, где эта индустрия развита лучше всего, закупила первую партию
товаров и продала их через Интернет.
Специфика бизнеса для левшей в России состоит в том, что переученные
леворукие взрослые в специальных товарах практически не нуждаются.
Разве что в ножницах, без которых левшам действительно трудно
обойтись: обычные загораживают им линию разреза. Зато с тех пор, как в
школах перестали третировать "биологические меньшинства", значительно
увеличилось число малолетних левшей. Так, считается, что в среднем
человечество репродуцирует левшей в объеме 12-15%, но в последнее
время леворуким оказывается каждый пятый российский ребенок.
В ассортименте Интернет-магазина для левшей lefthandshop.ru более 200
товаров. Среди них - ножницы всех возможных видов (включая инструменты
для стрижки собак), клюшки для гольфа, ножи для рыбы и десертные ножи,
инструменты для ремонта, садоводства и хирургии. Для школьников есть
перевертыши-линейки, циркули, точилки, карандаши и перьевые ручки.
"Профессиональный инвентарь берут не очень охотно, - говорит Анастасия
Лебедева. - Главные наши клиенты - все же родители леворуких детей,
приобретающие, в основном, школьно-письменные принадлежности, и
правши, которые покупают сувениры для друзей-левшей".
Интернет-магазин Лебедевой начал работать в Москве в 2002 году, и уже
через год такой же появился в Петербурге - его открыл предприниматель
Игорь Кузнецов. Если торговля для "леворучников" худо-бедно идет, то
изготовление товаров для них в России все еще не развито. Специалист
по проблемам маленьких левшей Марьяна Безруких в 70-х годах
разработала прописи для таких детей. В конце 90-х эти прописи
перестали печатать, а два года назад издательство "Ювента" возобновило
их выпуск. С тех пор прописи пользуются неизменной популярностью.
Канцелярских дел мастер
Собственно, Россия никогда не была сильна в производстве канцелярских
принадлежностей. Достойную конкуренцию западному товару, по словам
генерального директора фирмы "Фарм" Александра Малахова, могут
составить разве что художественные краски, гуашь и кисти, линейки,
готовальни и циркули.
"Мы делаем линейки из натуральной березы. Вообще, деревянные линейки
считаются экологически чистыми. Во всем мире они производятся в
ограниченном количестве и стоят раза в два дороже российских. Мы даже
продаем свои в Германию, - говорит он. - Да и краски российские
делаются на натуральной основе, например, на меду".
Ставку на экологичность и особое качество своей продукции сделала и
маленькая компания "Алгем", привлекающая труд инвалидов. Одноименная
торговая марка мела известна более чем полутора тысячам потребителей в
России: от Санкт-Петербурга до Камчатки и от Мурманска до Астрахани, а
также в Казахстане, Белоруссии, Латвии и Литве. Предприятие "Алгем"
было образовано в 1992 году на базе собственной, запатентованной
учредителями технологии производства высококачественного школьного и
портновского мела. Постепенно им был освоен выпуск мелков различной
твердости, способных писать по любой поверхности, для рисования на
асфальте, наборов мелков школьных и портновских в сувенирной упаковке.
Впрочем, есть и другой вариант - ведь можно рассчитывать не только на
экологию, но и на штучное производство. Хорошим примером является
компания "Печати.Ру", освоившая этот сектор рынка. Как известно,
печать - и не одна - нужна любой организации. Сегодня существует
множество технологий изготовления штемпельной продукции. Условно их
можно разделить по материалу, из которого изготавливается клише печати
или штампа. Это, в первую очередь, жидкий и твердый фотополимеры,
микропористая красконаполненная резина. Естественно, они отличаются по
цене, себестоимости, разрешающей способности и затратам на организацию
производства.
"Печати.Ру" не только освоила все современные методы изготовления
штемпелей, но и начала продавать всем желающим оборудование и
технологии для старта. По словам представителей компании, наибольшее
распространение получила фотополимерная технология. Она позволяет
начать свой бизнес с минимальными затратами - всего около 400
долларов. Благодаря очень высокой рентабельности (одна готовая печать
стоит, в зависимости от сложности и размера, от 8 до 25 долларов и
выполняется максимум за полчаса) быстро возвращаются вложенные
средства, нарастает прибыль, предприниматель приобретает постоянную
клиентуру.
Кстати, можно пойти и дальше. Например, заняться выпуском "симбионтов"
- ручек с печатью. Подобные модели производятся в Германии. Это, как
правило, обыкновенная шариковая ручка, разве что несколько более
массивная. Но если снять с нее колпачок, то можно увидеть, что под ним
хватает места для миниатюрной штемпельной подушки и печати. Размер ее
таков, что может вместить до четырех строк текста и небольшой логотип
фирмы. Полезность ручки заключается в том, что у вас в кармане
оказывается "многоразовая визитная карточка", которую можно оставить в
записной книжке партнера или тиснуть на бланке документа рядом со
своей подписью.
Идея, легшая когда-то в основу уже привычной вещи, может с успехом
послужить и в новой сфере. Именно нетрадиционный подход к пишущему
инструменту позволил раскрутить свой бизнес бывшему петербургскому
врачу Владимиру Денисову. Маркеры Денисова продаются не в отделах
канцтоваров, а в аптеках, называются "леккерами", и вместо красящего
вещества в них - йод и зеленка. Таких целебных фломастеров фирма
Денисова "Леккер" продает уже почти по 200 000 штук в месяц, они есть
в каждой питерской аптеке.
Идея родилась буквально из воздуха. Однажды Денисов подумал, как это
неудобно - наматывать вату на спичку, окунать ее в пузырек с йодом,
грозящий опрокинуться и запачкать одежду, - и только потом мазать
царапину. А не проще ли вместо всего этого использовать маркер,
заправленный не бессмысленной красящей жидкостью, а зеленкой или
йодом?
Со стартовым капиталом проблем не возникло. Денисов не называет
инвестора (им стал один из российских холдингов, вкладывающий в новые
разработки), но, как утверждает предприниматель, сейчас очень много
людей, которые ищут, куда бы вложить деньги: главное - иметь
оригинальную идею, а еще лучше, когда уже есть права на
интеллектуальную собственность. С самого начала было решено не
создавать собственное производство, а размещать заказы. "Это, конечно,
увеличивает как минимум в три раза себестоимость, зато позволяет
сэкономить на первоначальных затратах", - говорит Владимир Денисов.
Всего в ООО "Леккер" сейчас работают 12 человек. Но обороты растут
очень быстро. Денисов поставил себе амбициозную задачу - покрыть весь
рынок России. В аптеках леккер, предлагаемый оптовикам по 9 рублей,
стоит от 10 до 15 рублей. Уже сейчас леккеры продаются, помимо
Санкт-Петербурга, в Москве (на столицу приходится 2/3 продаж),
Хабаровске и других городах.
Вот такая канцелярия получается. |