11220 августа 2004
Особенности использования и основные факторы выбора школьного ассортимента бумажно-беловой продукции
Отношение к закупке товаров для школы
- В целом, процесс покупки товаров для школы рассматривается как интересный, увлекательный (особенно если речь идет о закупке достаточно большого количества товаров)
- В наибольшей степени такое отношение характерно для подростков (особенно для девочек – представляет своего рода shopping, при помощи которого они приобщаются к миру взрослых, проявляя при этом личную инициативу и самостоятельность), а также для части мам (преимущественно более молодых)
- Для мам с 2-мя или более детьми процесс покупки товаров для школы воспринимается скорее как необходимость, даже в некоторой степени «непростой труд», «работа», связанный с большими временными и физическими усилиями (как правило, эти мамы закупаются товарами для школы на всех детей).
- Большинство мальчиков относятся к процессу покупки более рационально - затрачивают на это меньше времени и предъявляют более упрощенные требования в выборе тех или иных товаров.
Объем покупок
- Полный комплект изделий на весь учебный год приобретается в достаточно редких случаях – нет необходимости планировать расходы на целый год, по окончании «запаса» появляется возможность приобретения что-нибудь нового и интересного, отличающегося от старого набора.
Я по собственному опыту знаю – сколько всего ни покупай – все равно все это закончится. И чем больше за раз покупаешь, тем как ни странно быстрее они расходуются…» (мамы) - В большей степени характерна закупка самых необходимых, основных товаров для школы
→ некоторые респонденты предпочитают осуществлять закупку школьных товаров в начале летних каникул (по их мнению, в этот период снижены цены на товары для школы, более широкий ассортимент и меньший ажиотаж среди остальных покупателей).
→ Возможно, именно к этому периоду стоит приурочить рекламную кампанию, а также обновить и расширить ассортимент - В дальнейшем товары для школы докупаются по мере необходимости в течение года с уменьшением «запаса» (в среднем раз в два-три месяца)
Планирование покупок, составление списков
- Для большинства участников исследования характерно планировать закупку товаров для школы (в некоторых случаях даже составляются специальные списки тех товаров, которые необходимо приобрести для учебы).
- В основу планирования закупок, составлении списков могут быть положены следующие факторы:
→ количество предметов в расписании, и их интенсивность;
→ рекомендации учителей и родительских комитетов (детских садов и начальных классов школ);
→ предыдущий опыт;
→ пожелания учащегося, если покупка будет совершаться без него.
- Однако частью участников отмечалось отсутствие необходимости в планировании закупки и составлении для этого специальных списков. Они ориентируются на месте, во время просмотра ассортимента продукции.
- Большинство респондентов склонны к совершению спонтанных покупок.
→ Московские подростки могут спонтанно купить себе как достаточно дорогие вещи (пенал, дорогая ручка, портфель, ежедневник), так и понравившуюся тетрадь.
«...Я вот была в Комусе – просто так смотрела что есть, деньги были, и купила зачем-то 2 тетради...» (Девочки, 12-13 лет)
→ Мамы совершают спонтанные покупки преимущественно по просьбе детей (которые часто отвлекаются, обращают внимание на что-либо яркое, привлекающее внимание, и пытаются выпросить это изделие у мамы).
«Когда ребенку что-то понравилось, я считаю, что лучше ей уступить. Иногда можно побаловать» (мама девочки 7 лет)
- Все подростки, принимавшие участие в исследовании, выбирают и покупают товары для школы самостоятельно (лишь в единичных случаях упоминался факт совместной с родителями закупки товаров для школы, однако даже в данном случае решение о выборе той или иной единицы товара принималось подростком)
- Школьники младшего возраста могут принимать участие в выборе изделий в основном при совместном со взрослыми посещении магазина. В таких случаях детям предоставляется возможность первоначального выбора предметов, и реже – окончательное решение о покупке.
→ Родители имеют свое представление о качестве изделий, и иногда могут даже принять окончательное решение авторитарно. - В единичных случаях мамы (по отношению к детям до 11 лет) могут позволить ребенку самостоятельно пойти в магазин за нужными ему товарами для школы (обычно это характерно для детей, хотя бы закончивших начальные классы школы).
Выбор места покупки
- Наиболее часто закупка товаров для школы осуществляется в магазинах, расположенных рядом с домом, в которых представлен широкий ассортимент школьных товаров:
→ спонтанно респондентами упоминались такие магазины как Комус, Школьник, Восход, Молодая Гвардия, Рамстор, книжные магазины
«...Я всегда в Комусе покупаю. Мне нравится что там самообслуживание, можно прийти и все самой посмотреть. А когда в обычный магазин приходишь, там продавщица – ты им что-нибудь говоришь, а они не понимают что тебе нужно...» (девочки 12-13 лет) - Однако также часто упоминался респондентами рынок Олимпийский, несмотря на его удаленность для многих респондентов (основные преимущества этого рынка – очень большой ассортимент, низкие цены, наличие книг, канцелярских и других сопутствующих товаров)
Последовательность действий
- В отношении последовательности действий в магазине не существует жестких схем поведения. Удалось выявить лишь две модели поведения, и то характерные лишь для части потребителей:
→ Изучение ассортимента в максимальной степени, затем выбор из представленного спектра товаров и их покупка (более свойственно в случае закупки на рынке, например, Олимпийском)
→ Выбор товаров от более крупных и более затратных (например, тетради, альбомы для рисования, и т.п.) к чаще расходуемым, небольшим (например, ручки, карандаши, ластики и т.д.)
- Бумажно-беловым изделиям школьники находят основное применение:
→ в учебных (использования во время занятий в школе / кружках / на курсах) целях
→ и в личных целях (рисование, другое творчество, личные записи и пр.) - В таблице представлена частота использования различных категорий бумажно-беловых изделий, декларируемая школьниками
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУМАЖНО-БЕЛОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (рисунок) - Количество потребляемых школьниками бумажно-беловых изделий с переходом из начальных классов в средние значительно увеличивается, что связано с появлением новых школьных дисциплин, увеличением общего получаемого в школе объема информации.
- На уровне 7-9 классов объем потребления достигает максимального и стабилизируется – школьники в этот период в наибольшей степени загружены школьными дисциплинами.
- С переходом в десятый класс объем потребления бумажно-беловых изделий может несколько снизиться, поскольку общее количество дисциплин сокращается.
- Некоторые школьники средних и старших классах допускают возможность использования одной общей тетради для нескольких предметов, либо тетради со сменными блоками, что также может сказываться на общем количестве используемых тетрадей.
- Школьные тетради. Наиболее популярными в данной категории являются тетради 12 и 24 листа. Объем в 12 листов воспринимается как наиболее привычный с первого класса и стандартный для контрольных работ.
- Тетради объемом 24 листа чаще используются начиная с второго-третьего классов в связи с возрастающим объемом информации.
- Тетради объемом в 18 листов покупается и используются школьниками несколько реже.
- Активное использование общих тетрадей, начинается с учебы в четвертом классе. Наиболее популярный среди школьников объем общих тетрадей – 48 листов, поскольку эта категория общих тетрадей распространена в наибольшей степени.
- Изделия для рисования (альбомы / папки / тетради). В целом использование изделий данной категории более характерно для школьников начальных классов. Во многих школах образовательная программа начальных классов включает обязательный предмет - рисование.
- Однако рисование характерно и для части школьников средних и старших классов, которые иногда посвящают этому занятию часть своего свободного времени.
- Бумага для рисования / черчения иногда используется детьми и для различного рода поделок – оригами, аппликаций и т.д.
- Цветная бумага, цветной картон. Используется преимущественно детьми для аппликаций и поделок в детских садах, начальных классах, и дома.
- Тетради для нот. Покупают преимущественно школьники начальных классов (как и рисование, музыка в начальных классах некоторых школ является обязательным предметом)
- Изделия для черчения (альбомы / папки / тетради). Покупка и использование данной категории также обусловлено школьной программой, и в первую очередь характерно для учащихся средних классов школ.
- Блокноты. Часть школьников всех возрастных категорий (в том числе и ученики младших классов – со слов мам) периодически пользуются блокнотами / записными книжками как в личных, так и в учебных целях.
- Дневники. В целом, респонденты разделяли все дневники на 2 вида: для начальных и для старших классов. Декларируемые ими отличия дневников – количество места, отведенного для расписания (5 предметов для начальных классов и большее для средних и старших классов школы), наличие дополнительной информации.
- Расписание уроков. Использование расписания уроков в наибольшей степени характерно для школьников младших классов (со слов мам), и части школьников средних классов.
- Наиболее важным из всех факторов при выборе тетради представляется изображение на обложке. Оно бесспорно принадлежит тем немногим элементам тетради, которые способны отражать, подчеркивать имидж.
→ по словам мам, школьники младших классов выбирают тетради только лишь по рисунку на обложке, и практически не обращают внимание на другие параметры.
→ Для школьников средних и старших классов, особенно для девочек, изображение на обложке является средством самоидентификации, отражает принадлежность школьника к определенной субкультуре - Выбор изображения зависит от индивидуальных предпочтений каждого школьника. Тем не менее, респонденты достаточно четко разделят изображения:
→ для мальчиков (например, автомобили, геометрические фигуры) и для девочек (цветы, куклы Барби, домашние животные), универсальные (пейзажи, природа);
→ а также детские (мульт герои) и для учеников старших классов (романтика, любовь)
Качество наполнения тетради (бумаги)
- Под «качеством» бумаги респонденты понимают набор ее характеристик – уровень белизны, плотности и фактуры.
- В отношении белизны респонденты разделяли бумагу на серую и белую. Серая бумага менее привлекательна для потребителей, ассоциируется с более низким качеством изделия.
- Требования к плотности бумаги обычно заключаются в том, чтобы страница не просвечивала чернила ручки, и чтобы бумага не прорывалась при письме карандашом / ручкой.
- Потребители различают следующие типы фактур бумаги: матовая / глянцевая и шершавая / гладкая.
- Предпочтения по фактуре отдаются в соответствии с привычками в использовании ручек – для шариковых признается более подходящей матовая и шершавая бумага, в то время как для капиллярных / гелевых / роллеров – гладкая и глянцевая.
+ преимущество шершавой бумаги – ручка не проскальзывает по поверхности;
- недостаток – жидкие чернила (например, у капиллярной ручки) растекаются, надпись получается неровная.
+ Преимущества гладкой бумаги – надпись остается четкая, ручка легко движется по бумаге;
- недостаток – чернила впитываются медленнее, что может приводить к их «смазыванию» рукой.
- Кроме того, потребители негативно относятся к бумаге с посторонними включениями – «сучки», нитки и т.д. Изделия, содержащие такие элементы, воспринимаются как брак, признак второсортности.
Качество и цвет пропечатки
- Обычно на качество пропечатки респонденты обращают внимание уже после оценки качества бумаги.
- Оптимальным вариантом для школьников и мам представляется исполнение клетки / линейки ровными тонкими линиями, от слабой до средней яркости печати.
→ Смазанная печать сообщает о низком качестве изделия в целом.
→ Яркость линий выбирается по индивидуальным предпочтениям. Негативное отношение потребители проявляют лишь к очень яркой печати, поскольку она сливается с надписями.
«...Главное, чтобы клетка не яркая была – мне такие тетради не нужны. Там когда пишешь, все сливается, в глазах рябит, и потом читать очень сложно...» (девочки, 15-16 лет)
- Предпочтения по цвету пропечатки достаточно индивидуальны (можно выделить стандартный голубой цвет как один из наиболее часто упоминавшихся респондентами). В некоторых случаях преимущество отдается серому цвету (школьники, увлекающиеся рисованием, графикой, часто делающие рисунки в тетрадях карандашом / ручкой, склонны выбирать серый цвет печати как наименее выделяющийся)
- Наиболее часто покупаемые тетради – с обложками из глянцевого картона. Такие обложки обычно используются на общих тетрадях объемом 48 листов.
+ Преимущества данной обложки: покрытие относительно устойчиво к влаге и грязи, долговечно.
- Недостатки: участок для подписи (имени, названия предмета) на тетради либо отсутствует, либо если есть, то неудобен (чернила не впитываются, размазываются на поверхности).
- Жесткие «книжные» обложки. В целом привлекательны, однако менее привычны для потребителей и создают впечатление завышенной стоимости изделия.
- Обложка из пластика. Привлекает респондентов своей необычностью, не традиционностью. Обладает такими рациональными преимуществами как гибкость и одновременно прочность, устойчивость к влаге.
- Обложки из бумвинила признаются респондентами устаревшими, имеющими слишком простой, невзрачный вид. Очевидный недостаток обложек из этого материала – ее скручивание.
→ Тетради с такими обложками выбирают преимущественно потребители с более рациональным подходом к выбору товаров для школы: как достоинства обложки отмечают строгость, функциональность, «без лишних наворотов».
- Матовые (неламинированные) обложки из картона расцениваются как непрактичные - легко пачкаются, мнутся, бумага обложки вытирается.
- Скрепка. Наиболее популярный тип крепления.
→ Основные преимущества: тетрадь легко раскрывается, удобно делать надписи.
→ Недостатки: невозможно вырвать лист если тетрадь исписана больше чем на половину.
- Пружина. Второй по популярности тип. В восприятии школьников сдвоенная пружина является наиболее стильным типом крепления.
→ Общий недостаток обоих типов пружин – может мешать движениям руки при письме.
Двойная. Более привлекательная, т.к. она обычно покрыта слоем краски, эффектно выглядит. Недостатки данного типа: пружина не замкнута, что может приводить к выпадению листов при ее ослаблении.
Одинарная. Выглядит обычно, вызывает критичные замечания, если внешне выглядит как железо. Наиболее привлекательный вариант исполнения – покрытая слоем краски, либо цвета алюминия.
- Клей. Наименее привлекательный тип крепления. Воспринимается как устаревший, дешевый.
- Основные недостатки: для удобства письма корешок приходится переламывать, что может привести к деформации; сложно оторвать ровный лист.
Поля
- В начальных и средних классах учителя требуют, чтобы школьники использовали тетради с полями. Требование обусловлено необходимостью ставить пометки на полях при проверке тетради.
«...Я как-то раз полчаса прочерчивал поля себе на тетрадке, так после этого всегда в магазине на это обращаю внимание...» (мальчики 15-16 лет)
- В остальных случаях предпочтение полей связано в соответствии с индивидуальными привычками:
→ Для части потребителей поля совсем не нужны, им привычно делать надписи во всю ширину листа. Такая тенденция присутствует у старших школьников, и более ярко выражена среди мальчиков.
→ У части девочек 15-16 лет поля используются достаточно активно, и они самостоятельно очерчивают поля, часто более расширенные (до 8 клеток).
- По цвету предпочитаются поля не яркого цвета (спонтанно в качестве лучшего варианта указывался спокойный голубой цвет), красный цвет у многих вызывал раздражение.
- В наибольшей степени на данный параметр обращают внимание девочки (11-16 лет). Для них это является элементом общей эстетики изделия.
- Кроме того, обычные уголки, по мнению респондентов, менее практичны и неудобны в отношении жестких обложек (поскольку могут прорвать сумку, пакет)
- Если обложка содержит такой элемент, предпочтение отдается тетрадям с матовой обложкой или имеющим матовое окошко для надписи. Глянцевое покрытие приводит к тому, что ручка может проскальзывать по обложке, либо чернила не впитываются, долго сохнут, смазываются.
- Много нареканий вызывали текущие размеры мет для подписи – они часто не позволяют уместить всю необходимую информацию в отведенном для этого месте.
- Пользователи предпочитают самостоятельно решать, какая тетрадь будет использоваться для конкретной школьной дисциплины, поэтому чаще отдается предпочтение тетрадям без наименования.
Дополнительная информация
- Достаточно важна для учащихся начальных классов, с переходом в старшие классы такая информация оказывается менее полезной, слишком простой.
«... Обычно указывается какая-то бестолковая информация. По истории например 20 самых известных дат укажут, и все, а я эти даты и так знаю. По алгебре тоже простые вещи. По геометрии бывают полезные формулы, а так обычно больше ничем не пользуюсь...» (мальчики 15-16) - Представляется более удобным, расположение информации на последних страницах тетради или на обложке, но не в начале тетради.
Стоимость
- Для большинства стоимость тетрадок не слишком критична. Покупатели (московские школьники средних и старших классов и мамы), как правило, руководствуются соотношением «цена-качество»:
«... Я вообще люблю покупать качественные вещи, и получаю от этого удовольствие. Конечно, и для дочки тоже хочется купить что-нибудь хорошее, чтобы не просто писать можно было, а душу радовало, а тетрадка все равно же не стоит каких-то больших денег...» (мамы)
- Представляется более важной для покупателей-мам с 2 детьми и более, ориентированных в первую очередь на рациональные и функциональные преимущества того или иного изделия.
«...Я иногда из Калуги привожу стопку Кондровских тетрадей – там они в полтора раза дешевле стоят...»
«...Штук 40 сразу покупаю одинаковых, на всех, каждому по 10 штук...» (мама, 4 ребенка)
- Отношение к маркам бумажно-беловых изделий основывается на рациональных преимуществах изделий той или иной марки.
- За некоторыми производителями, в частности Альт, Полиграфика, Восход закрепляются черты достаточно качественного производства товаров школьного ассортимента.
- В то же время потребители не проявляют сильной лояльности какой-либо конкретной марке (за исключением тонких «зеленых» тетрадей марки Восход).
«...Я обычно не смотрю какая марка, когда покупаю тетрадь. Потом уже начну ее на уроках рассматривать, и вижу, что это Восход. Но по большому счету это мне ничего не дает...» (мальчики 15-16 лет)
«...Тонкие тетради – только Восход покупаю, у них самое лучшее качество. И учителя тоже рекомендуют Восход брать...» (мамы)
Новости выставок и конференций
- Скрепка Экспо 2026: партнерские пакеты для...02.10.2025 8001
- Регистрация на форум «Главный Канцелярский вопрос...09.09.2025 14632
Материалы портала
- Бумага упаковочная новогодняя, "Winter Dreams"...24.10.2025 6
- Первый «Графстор» в первом городе Сибири!24.10.2025 10
- Ежедневник недатированный ESCALADA, формат А6+,...24.10.2025 21