- Говорят, что сегодня рынок товаров для художников во всем мире переживает период упадка. Можно ли сравнить «ситуацию с художественным творчеством» в стране, допустим, лет 15 назад и сейчас?
- Да, действительно в развитых странах рынок арт-материалов переживает если не упадок, то период стагнации. В России ситуация прямо противоположная. После распада Союза рынок «упал», но примерно с середины 90-х начал расти и продолжает расширяться вплоть до настоящего времени.
Сравнивать теперешний рынок с тем, каким он был пятнадцать лет назад мне сложно. Я могу судить о нём по статистике продаж ЗХК и по рассказам его участников той поры. Исходя из этого, создается впечатление, что сейчас рынок гораздо оживленней.
- С чем связан период стагнации на западном рынке арт-материалов?
- Западные производители всегда находились в условиях реальной конкуренции и для обеспечения роста постоянно расширяли ассортимент. Но за последние несколько десятилетий изменился мир вокруг нас: совершенствуются технологии, появляются новые материалы. Например, на западе самым распространенным материалом является акрил. В Америке он занимает 70% рынка, в Европе – 50%. У нас, я думаю, на акрил приходится менее 10% рынка. Это более технологичный и универсальный продукт, соответственно он стоит дешевле, чем традиционные материалы.
Благодаря новым технологиям, облегчаются принципы обучения живописи. Тех целей, которые люди ставят перед собой, занимаясь живописью, уже можно достичь более простыми способами. Упрощается сам процесс.
Да и вообще, у них школа живописи другая, скажем, более упрощенная. Наших художников учат самостоятельно смешивать цвета и получать нужные оттенки. А там используют готовые цвета.. У нас другие традиции, а традиции не меняются так быстро. Наш рынок все-таки достаточно консервативен.
- Кстати, вспоминая историю… Как предприятие пережило кризисные 90-е годы? Как отразился кризис 1998 года?
- Было не просто, как и для большинства российских предприятий. Долгое время на заводе не было эффективного собственника. Период безвластия закончился только в 1999г. С приходом нового собственника была определена линия стратегического развития, и постепенно, шаг за шагом, предприятие стало возрождаться.
- Многое ли изменилось в работе предприятия после перестройки? Трудно ли было работать на рынке свободной конкуренции?
- Трудно было изменить сознание сотрудников, проработавших несколько десятилетий на заводе. Ведь когда мы пришли, дело доходило до абсурда: на собраниях наблюдательного совета решались вопросы дизайна упаковок, изменений в ассортиментной и ценовой политике. Профессиональные химики, технологи, снабженцы, инженеры пытались определять вопросы коммерции и маркетинга. Нужно было объяснить людям, что каждый должен заниматься своим делом.
Кроме того, чувствовалось определённое недоверие. Слишком много в девяностые годы на заводе сменилось управленцев. Понадобилось время, чтобы убедить персонал, что новый собственник пришел не для того, чтобы закрыть производство и всё распродать.
- Как вы оцениваете свое место на российском рынке арт-материалов?
- Официальных данных о долях рынка не существует. На основании информации, которой я располагаю, могу сказать, что в сегменте художественных красок на рынке СНГ с большим отрывом от конкурентов лидирует ЗХК.
- Что можете сказать в целом о ситуации на российском рынке товаров для - художественного творчества?
- В России существует три ценовых уровня арт- материалов. В низшем представлены мелкие отечественные производители. В среднем - крупные отечественные производители. В высоком – импортёры.
Несомненно, это рынок крупных отечественных производителей. Небольшие российские производства загоняют себя в тупик, избрав стратегию низких цен. Законов экономики никто не отменял, и любой компании нужно развиваться. А для развития необходимо получать прибыль. Ее нужно реинвестировать, привлекать кредиты. А если предприятие существует только для выплаты заработной платы, то его будущее под вопросом.
Что касается импортной продукции, то пока ещё очень немногие могут себе позволить её купить. Слишком большой ценовой разрыв с товарами отечественного производства.
- Исторически так сложилось, что с ЗХК в плане разработки рецептур сотрудничали видные мастера живописи и крупнейшие институты. Существуют ли эти связи и сегодня?
- Мы и сейчас поддерживаем взаимоотношения с художниками и реставраторами в разных городах. Сотрудничаем с Санкт-Петербургской академией художеств, с Малой академией художеств Санкт-Петербурга, которая работает с детьми, с организаторами ежегодного фестиваля «Мастер-Класс» (уже четыре года подряд мы предоставляем им свои материалы), с центром дополнительного образования Санкт-Петербурга, со многими художественными школами, профессурой и преподавателями.
А при создании новых рецептур мы, разумеется, используем опыт преподавателей живописи. Все новые краски согласовываются с Петербургским союзом художников и проходят тестирование у художников, преподавателей и дизайнеров.
- Скажите, а такое сотрудничество позволяет получить какую-то полезную информацию?
- Конечно, но вообще-то информацию мы собираем не только в учебных заведениях, но и изо всех возможных мест. В том числе, в нашем магазине постоянно проводится тестирование художественных материалов, и люди пишут свои мнения в книгу отзывов. Сейчас в сферу наших интересов попали и детские дошкольные учреждения. Поэтому мы установили контакты с преподавателями творчества в детских садах.
- Кто и как разрабатывает рецептуры завода сегодня?
- Большинство новых рецептур разрабатывается в нашей научно-исследовательской лаборатории, существующей уже много десятилетий. Некоторые новые краски были разработаны благодаря помощи художников Санкт-Петербурга и Москвы.
- Скажите, в разработках новых технологий вы используете опыт западных производителей, ориентируетесь на их продукты?
- Ассортиментный ряд западных производителей, конечно, шире. У нас рынок еще не готов к тому, чтобы предлагать настолько широкий ассортимент. По мере улучшения экономического положения в стране российские производители будут заполнять образующиеся рыночные ниши. А технологии…. В принципе, все мы родом из Советского Союза. Химическая промышленность в СССР была на достаточно высоком уровне, и разработки наших химиков, не уступают западным.
Был бы рынок, а создать предложение мы сможем. У нас есть всё для этого.
- За столько лет работы на рынке, сложились ли у предприятия свои традиции? Например, в подборе кадров, маркетинговых принципах?
- Любым делом должен заниматься профессионал, любящий своё ремесло. Создать коллектив таких людей, определить цель компании - основные задачи руководителя. Всё остальное делают люди.
- Каковы планы развития компании?
- Это расширение брэнда, разработка новых продуктов, развитие дистрибуции на традиционных рынках, активизация взаимодействия с региональными канцелярскими операторами.
- То есть планируете диверсифицировать производство?
- Я бы не хотел раньше времени раскрывать все планы. Новинки, в том числе и хобби-товары, появятся на полках магазинов, как только пройдут испытания в лаборатории и тестирование среди потребителей.
- Что значит развивать дистрибуцию на традиционных рынках?
- Развивать работу с существующими партнерами, искать партнеров в тех местах, где наши краски представлены недостаточно. Это, в первую очередь, отдаленные регионы России. В небольших городах специализированных художественных магазинов нет, поэтому там мы делаем ставку на операторов канцелярского рынка. Собственную розничную сеть развивать не планируем.
- Расскажите о своей линии «Цветик». Как она появилась в вашем ассортименте?
- Причин появления линии материалов для детей несколько. Во-первых, мы умеем производить хороший продукт. В советские времена завод был спроектирован под выпуск продукции в огромных количествах. Краски профессионального качества продавались, как товар массового спроса. Набор профессиональной акварели 24 цвета стоил в розницу 3р. 10 коп. Дешевле водки! Нигде в мире этого не было. Кроме того, существовала система распределения через союзы художников, которые финансировались из бюджета.
После распада союза предприятию пришлось изменить ценообразование, отталкиваясь от реальной себестоимости производства. Естественно, для потребителей это был шок. Раньше нашу продукцию покупали даже для окраски стен и заборов, колеровали бытовые масляные белила: ведь качественных бытовых красок в союзе не было. Теперь художественные материалы стали покупать только те, кому они действительно нужны. Сократились объёмы производства, высвободились производственные мощности. После того как мы навели порядок в основном производстве, пришел черёд дозагрузки простаивающих площадок. Ведь специалистов на заводе достаточно.
Во-вторых, если мы умеем, значит - должны. Часть дошкольников, попробовавших рисовать в детском саду, потом продолжает изучать живопись в кружках и художественных школах. Чем раньше мы сможем познакомить детей с нашими материалами, тем больше вероятность, что они продолжат пользоваться ими, когда повзрослеют.
Что касается «Пластики», то она разработана современными петербургскими химиками и ничем не уступает европейским аналогам, но при этом значительно дешевле. Это очень интересный материал. В исходном состоянии она как пластилин. Только меньше пачкается и обладает более яркими цветами. Если пластику не подвергать термообработке, то она и останется пластилином. Но если вы хотите сохранить изделие, достаточно поместить его на пятнадцать-двадцать минут в духовку, и оно становится прочней керамики. Кроме того, готовое изделие можно подвергать механической обработке (пилить, сверлить, обтачивать) и окрашивать любыми красками. Наши постоянные клиенты, занимающиеся изготовлением сувениров, регулярно пополняют коллекцию удивительных изделий из пластики. Это и фигурки и бижутерия и даже картины. В настоящее время производство пластики расширяется.
Если говорить о продвижении, то серию «Цветик» мы распространяем через традиционные каналы - оптовые канцелярские компании.
- Расскажите о принципах качества продукции предприятия.
- С контролем качества в той или иной степени на заводе связан каждый десятый сотрудник. Отслеживается все, включая контроль входящего сырья, контроль соблюдения технологических процессов и контроль качественных показателей готового продукта. ОТК проводит проверку всех произведённых партий. В случае обнаружения несоответствий товар отправляется на переработку или уничтожается.
- На выставке «КанцЭкспо – Весна-2004» Завод Художественных красок представлял также продукцию фирм «Koh-i-Noor» и «Winsor & Newton». Какая роль в концепции развития предприятия отведена сотрудничеству с этими компаниями?
- Пять лет назад при заводе был организован торговый дом. Для того чтобы облегчить своим клиентам процесс закупки мы стали постепенно расширять ассортимент товаров для творчества. В процессе общения с художниками и розничными торговцами, стало ясно, что существует определённый интерес к материалам с мировым именем. Отсюда и концепция: В стране с такими расстояниями и плохо развитой логистикой необходимо развивать не только собственный продукт, но и сервис.
Мы провели переговоры со многими производителями, но единый взгляд на принципы дистрибуции был выработан с компаниями «Koh-I-Noor» и «Winsor & Newton». Эти брэнды известны всем художникам.
Кроме того, у нас в ассортименте представлены арт-материалы практически всех отечественных производителей. Торговый дом ЗХК единственная в России торговая компания, которая затамаживает для отправки на экспорт широкий ассортимент российских художественных товаров разных производителей. Такой подход повышает уровень конкурентоспособности компании.
- Вы выставлялись на «Paperworld» во Франкфурте. Как оцениваете перспективы работы компании на западном рынке?
- Мы участвуем в этой выставке уже три года подряд, и это приносит свои результаты. Сейчас мы экспортируем продукцию в 15 стран за пределами бывшего советского пространства, в том числе, в США, Англию, Данию, Германию, Францию, Швецию, Финляндию, Польшу. Я оптимистично оцениваю перспективы расширения экспорта нашей продукции. Наше основное преимущество - это отличное соотношение западно-европейского качества и восточно-европейских цен.
Чтобы сохранить наши конкурентные преимущества, важно не стоять на месте и совершенствовать компанию во всех направлениях.
- На западном рынке закрепиться достаточно сложно, поскольку западные компании очень осторожны в смене поставщиков и партнеров. Нужен не один год, чтобы упрочить свое положение.
- Да, но нам несколько проще, чем, производителям кистей или холстов. Их продукции серьезную конкуренцию составляют товары из юго-восточной Азии и Индии. А в художественных красках – позиции стран этого региона достаточно слабы. Поэтому основная конкуренция у нас с европейскими брэндами. Но по соотношению цена-качество наша продукция имеет преимущества.
- Вообще, насколько продуктивно для предприятия участие в отраслевых выставках?
- До настоящего времени участие в выставках приносило нам новые контакты. Не менее важны встречи с партнёрами, с которыми в течение года удаётся контактировать только по телефону.
- Какие стратегические цели ставите перед собой и перед коллективом?
- Наша цель – сохранение лидирующих позиций на рынке арт-материалов СНГ, и дальнейшее продвижение на западные рынки.
- Чтобы удержать лидирующие позиции необходимо прикладывать какие-либо усилия? Есть ли у вас серьезные конкуренты?
- Конкурентная борьба обостряется на всех рынках. На российском рынке это, конечно, не так остро чувствуется, потому что пока наш рынок трудно назвать конкурентным. Но, если сравнивать с теми же советскими временами, когда ЗХК был практически монополистом, то конкурентная среда, конечно изменилась. Тогда не было импортных материалов, не было мелких отечественных производителей. Потребители практически не выезжали за пределы страны и были менее информированы. Сейчас все это есть. Условия меняются, но я смотрю в будущее с оптимизмом.
- Расскажите о себе. Как долго работаете на предприятии? Что вас с ним связывает?
- В 1987 году закончил Московский автомобильно-дорожный институт, работал инженером. После распада Союза приходилось заниматься чем угодно, только не работой по специальности: работал в недвижимости, в ресторанном бизнесе. Параллельно получил второе образование. На ЗХК пришёл пять лет назад.
Что меня связывает с Заводом? Это, что называется, «моё дело»: оно мне нравится, я уверен в его перспективности. Здесь удаётся реализовать весь свой предыдущий опыт и знания.
- Сами не занимаетесь художественным творчеством? Как любите отдыхать?
- К сожалению, сам не рисую. Всей семьёй мы предпочитаем активный отдых: путешествия, поездки за город. Ну и конечно книги.
- А что читаете?
- В большей степени, конечно, книги связанные с бизнесом, но иногда удается почитать и что-нибудь из художественной литературы. Исторические книги люблю, мемуары. Последнее, что прочел – «Конец маркетинга, каким мы его знаем» Серхио Займана.
- У вас, я слышала, на заводе не один Здоровяк?..
- Да, у нас их много (смеется). Здесь по этому поводу даже шутят. Например, знаете, логотип завода – палитра с буквами «З» и «К»? Так вот это расшифровывают, как «Здоровяк и компания».
- Что вас мотивирует в работе и в жизни?
- Мне повезло. У меня хорошая семья, дело, которое нравится, и мне многое интересно. Я человек, увлекающийся процессом. А когда удаётся достигнуть поставленных целей, да ещё и процесс интересен, это и есть самый лучший стимул. |