Компания ″БиДжи″ (BG)
 
Облако тегов
Новости
Канцелярский Форум
Фотогалереи
Янв
8
2017 г

Тетради и канцелярская розница до революции: история, фотографии, образцы, термины, характеристики и версии

По всей вероятности, ученическая (или школьная) тетрадь, как предмет для обучения, появилась приблизительно в тот момент, когда бумагу стали складывать для удобства письма. Собственно, само это слово образовано от греческого «тетра» (четыре), то есть, лист, сложенный вчетверо. В XIX веке и в начале ХХ века ученики писали на ученических аспидных (грифельных) досках, которые использовались в отечественных школах параллельно с классической бумажной тетрадью вплоть до 30-х годов прошлого века.

Грифельные доски, в свою очередь, заменили продержавшиеся до средневековья восковые дощечки – «церы». Различные виды линовок для обучения письму, дошедшие до наших дней с небольшими изменениями, скорее всего, изначально появились именно на индивидуальных грифельных досках, и только затем – в бумажных тетрадях.

Массовое распространение в школах Российской Империи тетрадь получила в середине, а возможно, даже ближе к 70-м годам XIX века благодаря сочетанию трёх тесно связанных между собой факторов: 1) промышленная революция в производстве бумаги – бумажные фабрики в середине XIX века стали использовать паровой двигатель при производстве бумаги, что привело к значительному удешевлению её себестоимости; 2) переход от ремесленного способа печати и переплёта к промышленному, в том числе, вследствие оснащения типографий электрическим оборудованием; 3) реформы в образовании во второй половине XIX века и стремительный рост его доступности во всех слоях русского общества, не в последнюю очередь с помощью организованных губернскими земствами с 70-х годов многочисленных «книжных складов».

На обложках некоторых тетрадей, видимо, произведённых в самом начале периода технического перевооружения, даже специально указывали, что они произведены именно в «электрической типографии»:

По мнению авторов, это должно было придавать предприятию значимости, а значит, статусности изделиям, им произведённым.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно предположить, что примерно до 70-х годов XIX века тетради промышленным способом (или массово - как хотите!), скорее всего, не производили. Нет, они, наверняка, существовали, но были очень дорогими, возможно, даже с индивидуальным дизайном или вообще без такового.

Как выглядели тетради до революции? Оказывается, внешний вид тетради напрямую зависит не только от уровня развития печатного и писчебумажного оборудования или от направлений, популярных в промышленном дизайне в тот или иной временной период, но и от системы торговли канцелярскими товарами, существовавшей в нашей стране в разные периоды её истории. Поэтому, прежде всего, нужно понять, а как вообще осуществлялась торговля канцелярскими товарами в рассматриваемое нами время.

О дореволюционной канцелярский рознице.

Розничные точки, торгующие канцелярскими товарами, например, в середине XIX века именовались лавками, а сами товары – писчебумажными. Ниже – реклама такой лавки в «Верхних торговых рядах» в Москве, находившихся на месте нынешнего ГУМа и просуществовавших до конца 1880-х годов. Эта рекламная визитка датируется 1850-ми годами.

Скорее всего, писчебумажная продукция являлась основой ассортимента, но продавали в такой рознице и сопутствующие товары, в нашем понимании - канцелярские. 

Также писчебумажными назывались и фабрики, производившие, собственно, писчую бумагу, и писчебумажные товары, то есть, предназначенные для письма. К таким товарам относились и тетради.

Позднее места продаж канцелярских товаров стали называться писчебумажными магазинами. Наименование «писчебумажный» в торговле сохранялось до революции и даже в годы НЭПа.

В рекламных текстах и на вывесках обычно дописывали перечень товаров, которые помимо основной продукции также присутствовали в ассортименте. Термин «канцелярские», тоже часто, но не всегда употреблялся в тексте вывесок и в рекламе, но основой таких магазинов считались всё же «писчебумажные» товары:

Само слово «писчебумажный» писалось, как слитно, так и раздельно и через дефис. Тогда, как и сегодня, было распространено терминологическое разнообразие. К канцелярским товарам (принадлежностям) могли относить и всю писчебумажную продукцию, включая тетради, не выделяя её отдельно, но могли и отдельно указывать, что в продаже имеется писчая и почтовая бумага, а также тетради.

На прилавке каждого уважающего себя писчебумажного магазина обязаны были присутствовать конторские книги. Более того, некоторые и весьма крупные типографии или их подразделения так и именовали себя – «фабрика конторских книг», например, фабрика Отто Кирхнера в Санкт-Петербурге, ставшая после национализации большевиками «фабрикой Светоч». Конторские книги являлись основой ассортимента магазинов, обслуживавших «конторы» (офисы в современном понимании этого термина) и зачастую выносились в центр рекламного пространства на фасадах магазинов.

Кроме того, до революции, как и сегодня, «конторские» товары соседствовали со школьными и художественными в одном магазине, что хорошо видно на примере магазина Ивана Васильевича Жукова на Никольской улице в Москве (верхнее левое фото). На его вывеске соседствуют конторские книги, рисовальная бумага и ватман. Кстати, если судить по месторасположению, то это был чуть ли не главный канцелярский магазин империи. Присмотритесь внимательно к фотографии – перед магазином брусчатка Красной площади. Если представить, что мы стоим на месте съёмки в наше время, то сзади нас кремлёвская стена, слева исторический музей, а справа Покровский Собор. Никольская улица идёт прямо от нас, а на месте этого магазина теперь ГУМ.

Ну и раз уж коснулись темы московских «Верхних торговых рядов», то вот так неприглядно они выглядели сверху (нижнее левое фото). Не правда ли, чем-то напоминает «Черкизон» наших 90-х?. На правом фото - торговые помещения и склады внутри рядов – «Писчебумажная торговля братьев Евдокимовых».

Фотографии «рядов» - из альбома «Москва. Городские ряды» (М. 1890) Н.А. Найдёнова, возглавлявшего думскую комиссию по их перестройке и фиксировавшего виды фасадов, вывесок и внутренних помещений незадолго до их ликвидации и постройки существующего ныне здания ГУМа.

Обратите внимание - всё свободное пространство фасада магазины пытались занять рекламой. Конкуренция была жёсткой и писчебумажные магазины могли располагаться в соседних зданиях. Взгляните снова на фото магазина Ивана Жукова! Слева, вплотную от него, расположился один из писчебумажных магазинов Простакова. Рекламную визитку его наследников я дал выше, а прейскурант его магазина на Тверской улице отсканирован и полностью выложен в нашем «Отраслевом канцелярском музее».

«Конторские товары» иногда именовались «кабинетными вещами». Этот термин можно увидеть в Прейскуранте всё того же Простакова. В современной терминологии всё это – офисные товары. В этом смысле к «конторским товарам» относилась также писчая и почтовая бумага, хотя в рекламе её часто выносили отдельно, ввиду её особого значения для бесперебойной работы контор (по аналогии с современной форматной бумагой), в том числе, и в рекламе писчебумажных магазинов на тетрадях. Но одновременно бумага являлась и писчебумажной продукцией.

Исходя из того, что наши предки и предшественники путались в терминологии не меньше, чем наши современники, то и мы в рамках этого материала можем позволить себе вольное употребление слов «канцелярский» и «писчебумажный» по отношению к дореволюционной рознице, в зависимости от контекста.

Писчебумажные и канцелярские товары продавались также в различных «торговых домах», то есть в магазинах, торгующих смешанным ассортиментом. Существовали «отделения канцелярских принадлежностей» во вновь открываемых «универсальных магазинах», например, в «Мюр и Мерилиз», в том самом магазине на Петровке, который в 20-е годы был переименован в «Мосторг», а затем в «ЦУМ». В том, про который бабушки даже в 40-х и 50-х говорили: «пойдём к Мюру». Упомянув «Мюр и Мерилиз», не могу тут не разместить страницу из их прейс-куранта.

Примечательно, что выжигательные аппараты и в то время продавались в канцелярских отделах:.

Разумеется, канцелярские и писчебумажные товары до революции, как и сегодня, продавались и в книжных магазинах. Более того, многие книгоиздатели, как и сегодня, производили тетради либо в своих типо-литографиях, либо под заказ. В книжных магазинах канцелярские отделы были обособлены, но могли иметь и отдельный вход, если писчебумажно-канцелярский бизнес разрастался до уровня книжного. Не правда ли, очень похоже на современную книжную розницу?

Канцелярский розничный бизнес также соседствовал с обойным, например, как в случае с ТД Павлухина в Санкт-Петербурге, а также с табачным, галантерейным, с торговлей игрушками, фотоаппаратами и фейерверками. Соседство с обоями легко объясняется поставками писчебумажной продукции с фабрики, производившей обои. Совместный табачно-писчебумажный бизнес также имеет своё объяснение – на фабрике, изготавливавшей писчую бумагу, выделывали и бумагу для табака, а магазины, как правило, в части продажи писчей и почтовой бумаги были привязаны к одному или нескольким ближайшим фабрикам, которые, скорее всего, всячески стимулировали покупку всего своего ассортимента. Фотоаппараты и фотографические принадлежности и в СССР относились вместе с канцтоварами к культтоварам. Совместный галантерейно-писчебумажный бизнес объяснить сложнее, но наверняка, и этому есть разумное объяснение.

В блоке фотографий снизу на левом верхнем фото – Казань, на правом верхнем – Гатчино.

Чуть ниже на левом фото – г. Карачев Орловской губернии, на правом – Киев.

Далее - Минск и Москва, а последний фрагмент с рекламой фейерверков - Одесса.

В качестве ещё одного примера галантерейно-канцелярского бизнеса будет очень любопытно посмотреть оптовый илюстрированный прейскурант Кульварского в отраслевом музее.
Все опубликованные мной выше фотографии, взяты с «открытых писем» (открыток), которые также были частью ассортимента писчебумажных магазинов, владельцы которых зачастую являлись одновременно и издателями, а в качестве городских видовых изображений нередко использовали фото собственных магазинов, особенно, если те располагались на центральных улицах.

Часто розничный писчебумажный бизнес сопровождала собственная типография (типо-литография):

Вариаций в обозначении продукции, которой торговал канцелярский магазин до революции, было много, были, в том числе, и такие упрощённые вывески:

Продвижение магазинов осуществлялось не только через рекламные визитки (карточки) или через газеты и журналы, выпускались и различные полезные канцелярские предметы. Чрезвычайно популярны были «облатки» , их ещё называют «не почтовыми марками». Вероятно, такими «облатками» могли заклеивать углы бумажных обложек на тетрадях.
Наше отступление от основной темы статьи – тетрадей, было вынужденным, так как без обзора дореволюционной канцелярской розницы невозможно было начать рассказ о самих тетрадях. Дело в том, что практически каждый из этих магазинов выпускал собственные тетради. Почти каждый, за редким исключением! Для современного канцелярского бизнеса это покажется удивительным, но так было. По всей вероятности, это обстоятельство было обусловлено двумя причинами - тетради в принципе стоили значительно дороже современных в относительном выражении и способ их изготовления позволял относительно недорого их персонализировать.

Вернёмся к дореволюционным тетрадям и попытаемся для начала их как-то систематизировать и описать. Систематизировать их по десятилетиям или иным отрезкам времени в период с середины XIX века до 1917 года не получится никак – слишком мало информации, зато по производителям в рамках обозначенного временного периода - можно попробовать.

Основной объём тетрадей выпускался писчебумажными (канцелярскими) магазинами, книжными магазинами с большой долей продаж писчебумажной продукции, «складами бумаги» (это предположительно были розничные или полурозничные точки по продаже писчебумажной продукции), а также канцелярскими отделами универсальных магазинов и различными «Торговыми Домами», в которых существовали писчебумажные (канцелярские) отделы. Всех их объединяет принадлежность к канцелярской рознице. Внешне такие тетради, как правило (хотя, были и исключения), представляли собой пустую «болванку» из плотной (от 80-120 гр/кв.м.) крашенной в массе бумаги, с наклеенной на переднюю обложку бумажной рамкой для подписи. Кроме рамки ни спереди, ни сзади, ни изнутри на них ничего не наклеивали и не печатали. На рамках, размеры которых колебались от 9х5 см. до 14х8,5 см. при размерах самой тетради от 170 до 178 мм. по короткой стороне и от 217 до 225 мм. по длинной, обязательно присутствовал рисунок разной художественной ценности (либо просто орнамент), название магазина (часто с рекламными надписями), а также «№» и линовка для подписи. Кстати, что именно нумеровалось, точно неизвестно. Например, что может означать рукописная цифра 361 после «№», как в одной из тетрадей ниже? Номер гимназии? Но в другой тетради №26 (26 – отпечатано типографским способом) – это совершенно точно номер дизайна, так как на №18 этого же производителя, действительно, другой дизайн. Словом, это одна из загадок таких тетрадей. Рамки печатались в одну или две краски, иногда на них мелким шрифтом печатали название типографии (литографии):

В любом случае, дореволюционные тетради производили несколько большего формата, чем советские и современные российские. Исключения могли быть, но о них позже. Цвет обложки, как правило, был синим, кремовым, желто-коричневым либо зелёным. Скрепление – строго на двух скобах. Промокашка – обязательна, различных цветов, либо чуть меньшего, чем тетрадь формата, либо и вовсе вполовину от тетради. Предполагаю, что эти самые пустые «болванки» (то есть сами тетради без наклеенных на них рамок) печатали где-то централизованно, затем из закупали местные типографии, под заказ печатавшие рамки для различных магазинов, а потом приклеивавшие рамки к «болванкам». Альтернативная версия – «болванки» закупали сами магазины, размещавшие заказ на рамки в местной типографии и приклеивавшие одну к другой уже у себя. Тем более, что часть магазинов владела собственными, насколько я понимаю, небольшими типографиями. Но были и тетради с безымянными рамками (без упоминания какого-либо магазина), что говорит в пользу первой версии. Возможно обе версии являются верными и существовали параллельно.

Углы у тетрадей не были скруглены, а вот рамки иногда скругляли и почему-то только петербуржские магазины. Впрочем, Питер всегда отличался более изысканными изделиями и дизайнами. Обратите внимание – на правой тетради знак «Поставщик двора его императорского величества».

У петербуржских тетрадей, фото которых размещены выше, есть ещё одна особенность – скобы наружу, обклеенные цветной бумажной лентой. У меня нет никаких версий о причинах такого странного технического решения. Кстати, такой вариант скрепления я встретил ещё и у московских тетрадей, например, у «Мюр и Мерилиз» и у тетрадей того самого магазина Ивана Жукова, что на Красной площади (их фото будет чуть дальше). Больше не встречал. Столичный «шик»? В смысле обеих столиц. Левая тетрадь – по формату аналог современной «для записи слов».

Подавляющее большинство магазинов называлось по фамилии владельца, что обязательно отражалось в рамке для подписи на тетрадях, хотя были исключения – например, магазин «Труд» в Царицыне» или «Экономия» в г. Карачев Орловской губернии (его фото с открытого письма см. выше) или вот такой магазин «Просвещение» в Харькове:

Возможно, таких было много, но судя по всему, «именных», всё-таки, подавляющее большинство. Имя и его история ценились чрезвычайно высоко. Приглядитесь, хотя бы к фотографии уже не раз упомянутого нами магазина Жукова на углу Никольской и Красной площади (фото см. выше) – там под вывеской «Ивана Васильевича Жукова» написано: «Бывший Глазунова». Мы не знаем, родственники ли они, но всё это несомненно указывает на преемственность истории магазина и имени. Более того, эту историю отображали и на тетрадях. В тетради наследницы того же Жукова – Е.И. Гиппиус так и написано: «Н-ца И.В. Жукова», а в тетради наследницы некоего купца Васильева написано: «Писчебумажный склад В-вы И.И. Васильева». Интересно, что не указано имя вдовы.

Не удержался, чтобы не дать крупным планом элемент дизайна и торговый знак тетради этой самой вдовы И.И. Васильева. Чисто московская купеческая фантазия.

Ну и раз уж зашла речь о необычных дизайнах, то в связи с этой темой также не могу не привести в качестве примера ещё одну московскую тетрадь – «Торговый Дом Ростовцев и К»:

Есть версии для чего тут верблюды, а у вдовы Васильева – корабли? По поводу геральдики московских торговых знаков версий также может быть достаточно.

Теперь об исключениях. Первое и не до конца понятное – зачем крупнейший книгоиздатель Российской Империи Иван Дмитриевич Сытин производил фактически безымянные тетради с наклеенной на «болванку» рамкой, указывая в ней лишь мелким шрифтом снизу свои выходные данные? Почему он, имея широкую и разветвлённую сеть книжных магазинов, не давал их рекламу крупным шрифтом в центре или вверху рамки, как все остальные, но не столь успешные предприниматели? У меня объяснение одно – таким образом, он не отсекал оптовых покупателей. Но возможно, найдётся и другое объяснение данному факту.

Обратите внимание на правую тетрадь – она в привычном сытинском народном лубочном стиле. А дизайн левой более содержательный или даже изысканный, насколько я понимаю, на рамке древо знаний.

Были исключения и в способе изготовления тетрадей писчебумажными магазинами. Некоторые магазины выпускали «персонализированные» тетради не с наклеенной на «болванку» рамкой для подписи, а с печатью по обложке (спереди и сзади), а некоторые и по форзацу. Вероятно у этих магазинов был большой оборот, а возможно, они представляли собой розничную сеть, так как такой способ производства предполагает большие тиражи. В дореволюционных тетрадях ни тираж, ни цена, к сожалению, не указывались. Кстати, почему тот же Сытин не производил тетради таким же способом, также непонятно. Ведь к 1917 году Иван Дмитриевич имел четыре магазина в Москве, два — в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове на Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). К тому же, торговал ещё и оптом. А значит, тиражи должны были быть не маленькие. Хотя, возможно, и производил, просто его тетради с печатью по обложке пока ещё не попали к нам в руки.

Для тех, кого тема особенно заинтересовала, вот очень любопытный обзор по Сытину.

Ниже – фото таких тетрадей с печатью по обложке, выпущенных канцелярскими магазинами. У одной запечатаны первая и задняя обложка, а также форзацы. На форзацах присутствует справочная информация, кроме того, тетрадь «датированная» (в современной терминологии), то есть, с календарём. У другой запечатана только обложка.

Продолжая классификацию тетрадей по производителю (издателю), необходимо отметить, что существенную долю объёма в общем их производстве занимали сами писчебумажные фабрики. Речь, во-первых, идёт о том, что они указывали на лицевой стороне крупным шрифтом свои выходные данные, а во-вторых, скорее всего, именно они и производили те самые «пустые болванки» для тетрадей, которые впоследствии персонализировали писчебумажные магазины. Писчебумажные фабрики производили писчую, почтовую и другую бумагу и у них должно было стоять линовальное оборудование необходимое для производства тетрадей

Ниже - тетрадь «Акционерного общества писчебумажных фабрик И. С. Панченко», находившегося в Ростове на Дону. К концу Х1Х в. фабрики Панченко вырабатывали 150 000 пудов бумаги в год, что для того времени составляло значительный объём. Справа – внешний вид фабрики с открытого письма.

Следующая - "Товарищества Окуловских писчебумажых фабрик". В это товарищество входили несколько фабрик на Валдае. Дата основания Окуловской фабрики -1856 год, в 1907 году Товарищество приобрели известные московские промышленники Рябушинские, поэтому на тетради написано – Москва. Слева – внешний вид фабрики (ещё т-ва Пасбург), также с открытого письма.

В последнюю группу по нашей классификации издателей тетрадей входили «Губернские Земства» или «книжные склады Губернских Земств».

В дореволюционной России, задолго до советской программы ликвидации безграмотности, Губернские Земства активно поддерживали развитие «народного образования». В частности, они субсидировали часть расходов на обучение детей. Для этой цели создавались «книжные склады» при земствах, основной задачей которых было снабжение учебных заведений и вообще населения необходимой учебной литературой и книгами для чтения. Но эти же «книжные склады» распространяли и школьно-письменные принадлежности. В отраслевом музее выложено несколько тетрадей, изданных различными земствами, но выпускались, например, и земские карандаши.
с обязательным упоминанием земства на одной из граней карандаша, как на карандаше по ссылке или на лицевой стороне тетрадей:

Так как «книжный склад Курского Губернского Земства» функционировал с 1874 по 1880 г.г., то можно предположить, что данная тетрадь самая ранняя из известных нам. Подробнее об этом по ссылке.

Кстати, цвет её обложки – зелёный, как и у подавляющего большинства современных тетрадей в бумажной обложке.

О бумаге.

Бумага вырабатывалась множеством отечественных бумажных или писчебумажных фабрик. Почему-то, если в тетради для внутреннего блока использовалась бумага Рижских бумажных фабрик, то об этом принято было писать в рекламе и на обложке.

Если использовалась финская бумага, да ещё и с водяными знаками (а было и такое), то об этом на обложке не сообщали, во всяком случае, в этой московской тетради.

Плотность бумаги колебалась от 60-ти до 90 гр./кв. м. Например, у Сытина – не более 60-65 грамм. В большинстве случаев она составляла приблизительно 70 грамм. Но это всё по ощущениям, без взвешивания. Гладкость высокая, я бы даже сказал, очень высокая, практически у всех, имеющихся в моём распоряжении образцов. Перьевая ручка на просвет не просвечивала, по всей вероятности, из-за высокой степени проклейки и гладкости.

Терминология и линовки.

По отношению к тетрадям употребляли слово «ученические» и «общие». Термина «школьная тетрадь» я в прейскурантах, рекламе и на самих тетрадях не встречал. Вот с листностью разобраться оказалось сложнее всего. Если опираться на прейскуранты, то можно увидеть тетради «в 3 листа», «в 5 листов», «в 6», «в 10», и «в 14 листов». Если просто посчитать листность в доступных нам образцах, имея ввиду, либо новые неиспользованные тетради, либо использованные, но только те, где текст на развороте совпадает по смыслу (т.е., без вырванных листов), то картина становится несколько шире – выпускали ещё 12-ти, 16-ти, 22-х и 32-х листные. В тетрадях для записей (110х178 мм.) – 28 листов. Это то, что касается тетрадей в бумажной обложке. В книжном тканевом переплёте встретилась только 92(!)-листная тетрадь Неманской фабрики (г. Гродно) 1900 г. с надписью «Общая» на обложке. Плотность бумаги измеряли в фунтах, но только в русских. Единственное, что не понятно – фунт имелся ввиду по отношению к чему, к какой мере? Если мы сейчас употребляем термин, например, «70-ти граммовая бумага», то всем понятно, что это 70 гр./кв.м. А 12-ти, 14-ти или 20-ти фунтовая бумага это на 1 кв. аршин или на 1 стопу? Или, например, что означает «министерская» бумага? Всё это пока относится к области загадок и предположений. Поля были и в цвет линовки и красные, у части тетрадей они присутствовали, у части – нет.

Линовка мне встречалась по большей части синего цвета (возможно, голубая или фиолетовая – из-за выцветшей от времени краски понять сложно), но попадалась и серого. С видами линовок ненамного понятнее. Вместо слова линовка, писали «линевка». А тетрадь, как и некоторые виды писчей бумаги, была не линованая, а «линеваная». Сами «линевки» были следующих видов:

Кстати, ещё одна особенность – в привычную нам обычную косую линию (с редкими наклонными) тетрадей не было. Во-первых, пока не попадались, во-вторых это никак не отражено в названиях «линевок». Выпускали только в «частую косую» (в современной терминологии). И, обратите внимание, расстояние между наклонными (косыми) несколько больше чем сейчас и больше даже, чем в советский период. Связано это с техникой письма перьевой ручкой.

Попробуем разобраться с «линевками».

Если внизу слева №6 (две линейки с косыми), то тогда какая внизу справа? И наоборот. Насколько я понимаю, это приблизительный аналог нашей частой косой (в две линии с частыми наклонными).

Здесь снизу справа совершенно точно №7 (три линейки с косыми). Аналог современной частой косой с дополнительной горизонтальной (в две линии с дополнительной горизонтальной с частыми наклонными). Тогда снизу слева №14 (одна линейка с косыми)? Или нет?

Ниже слева вполне возможно №4 (две линейки узкие) и справа №5 (две линейки обыкновенные)?

Ниже ещё две «линевки». Слева – единственный вид «линевки», с идентификацией которого не возникло абсолютно никаких проблем. Это №1 (белая). В ней, видимо, писали через трафарет. А вот справа, либо не указанный в нашем перечне вид линовки, либо одна из загадочных «немецких» (№12 или №13). Единственное, что можно утверждать совершенно точно, что в российской дореволюционной школе существовало прямое и наклонное письмо. А эта «линевка» как раз для прямого письма.

Следующие две «линевки», приведённые ниже также сложно однозначно идентифицировать. Одно из предположений – слева №3 (одна линейка широкая), в ней 17 станов (линии); справа - №2 (одна линейка прямая обыкновенная), в ней 22 стана (линии). Хотя смущает признак «прямая»… Но вполне возможно, что «прямая» относится к вертикальной линии и №2 это та тетрадь, что ещё выше справа и которую мы приняли за «немецкую». Тогда те линовки, что ниже – просто разновидности №3, но с разным количеством линий на странице.

Ниже – две не менее загадочные «линевки». Совершенно очевидно, что слева - №11 (клетка продолговатая), а если точнее, то 5х8 мм., а справа - №8 (клетка мелкая), 3х3 мм. Других вариантов клетки пока в наличии нет… Загадочность этих «линевок» состоит в том, что до сих пор нигде не удалось увидеть дореволюционную тетрадь с математическими записями. В моей коллекции полно различных «диктовок», есть география, история, биология, но нет математики. Возможно, для неё использовали только аспидные (грифельные) доски? Те, о которых говорится в самом начале статьи? А тетради предназначались только для гуманитарных предметов и «линевка» в «клетку» использовалась, например, для чистописания? Эта версия не претендует на истину в последней инстанции, но пока другой нет.

В подтверждение вышесказанного ещё одна тетрадь:

Последнее фото, которое я хочу здесь привести, говорит о том, что и до революции тетради рекламировали. Само по себе ничего не продавалось. Точные размеры и материал (бумага или картон), из которого изготовлена эта рекламная листовка не известны, но, скорее всего она вкладывалась в заказы магазина, отправляемые по почте или с курьером.

На сегодняшний день это всё, что удалось найти по теме дореволюционных тетрадей. Пока больше вопросов, чем ответов. Но если появятся новые материалы, позволяющие получить ответы хотя бы на часть вопросов, то статья будет дополнена и исправлена, только уже не здесь, а в разделе «статьи» отраслевого канцелярского музея. Кстати, полностью коллекцию дореволюционных тетрадей также можно посмотреть в отраслевом музее. Там отсканированы не только обложки со всех сторон, форзацы и промокашки, но и внутренний блок, а в случае, если записи внутри тетради также представляют интерес, то отсканированы и они. Тетради выложены здесь.

Если у кого-либо появятся ответы на поставленные в статье вопросы, просьба комментировать или писать на почту: zaytsev@bg2001.ru Критика также принимается и приветствуется!

Напоследок, собственно, то, ради чего статья и опубликована – реклама!

Компания BG (БиДжи), продолжая лучшие традиции отечественных производителей тетрадей, предлагает самый большой на сегодняшний день выбор линовок, только уже в современном варианте. Помимо всех традиционных линовок, в нашем ассортименте присутствуют также тетради «в две линии с наклонными с дополнительной горизонтальной» (в косую с дополнительной линией) с 60-ти и 70-ти граммовой бумагой 1-ый класс и Образцовая, а также Гимназическая «в две линии с частыми наклонными с дополнительной горизонтальной» (в частую косую с дополнительной линией) только с 70-ти граммовой бумагой.

Также у нас традиционно очень большой выбор тетрадей с однотонной обложкой и с графикой на однотонных тетрадях. Самый большой ассортимент школьных тетрадей с методическим материалом на обложках и форзацах также у нас : "пиши грамотно", "учись учиться" и "считай правильно".

Ну и не забудьте сделать предварительные заказы по новой коллекции дневников, предметных тетрадей и школьного текстиля! Бланки для предзаказа можно получить у менеджера по продажам вашего региона.

Текст: Игорь Зайцев.

Оценка:
Нравится
Супер
Хи-хи
Нет слов!
Сочувствую
Возмутительно
Нравится
 
НравитсяВсего 8 человек
 
СуперВсего 3 человекa
Оценило 11 человек 11
1228 просмотров 1228
Автор: Компания "БиДжи" (BG)
Размещено: 8 января 2017 года
Раздел: ИнформацияСтатьи о канцтоварах
Теги: #история канцтоваров


Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
 
27 апреля 2017 16:50
Игорь Зайцев
  
Комментарий: Александр, такой книги нет. Даже при большом желании Вы её не найдёте.))) Текст мой, автор — я. Выводы мои, сделаны мной на основе собственной и отраслевой коллекции (оригиналы имеются в моем распоряжении). Сканы выложены в отраслевом музее. Возможно, Вас интересует что-то более конкретное?
27 апреля 2017 16:07
Александр
  
Комментарий: Скажите пожалуйста. Где вы нашли эту информацию. Автори и название книги?
Зайцев Игорь 13 января 2017 23:15
Зайцев Игорь
  
Комментарий: Женя, спасибо, что читаешь!
• Фактически ты прав, но магазину Жукова это «звание» я присвоил самовольно, вряд ли он на него претендовал.)) Сделал я это по одной причине - на сегодняшний день у меня нет данных о подобных канцелярских магазинах на Дворовой площади, а на вот Красной - есть. К тому же, Москва и во времена Российской Империи именовалась «первопрестольным» городом, так как именно в Успенском соборе венчались на царство императоры. Не встречал я также ни фото, ни описаний дореволюционных двухэтажных канцелярских магазинов, кроме Жукова. А вообще, это, конечно, образное выражение и оно мне нравится! Если хочешь, то это авторское. А слово «империя», разумеется, нужно было написать с маленькой буквы. В тексте поправил. Если бы в тексте написал «Российская Империя», то было бы с большой.
• «Гатчино» - так написано на открытом письме, из которого я привёл увеличенный фрагмент. Полностью изображение с фразой о «Гатчино» прилагаю к этому комментарию.
• Полагаю, что те обложки, о которых я писал - не выцветшие, а разных оттенков, хотя, безусловно, среди образцов есть и выцветшие. Среди образцов встречаются, например, и синие и фиолетовые, а я написал только о синих, хотя если вопрос бюрократизировать, то правильнее было бы писать о разных оттенках и здесь. Пока оставлю так, но позже, возможно, ещё вернусь к данному вопросу.
• Вот с плотностью не всё так просто. Я читал об американской системе. В группе «Старые тетради, старые канцтовары» на Фейсбуке проходило обсуждение этой темы. Только проблема в том, что английский фунт не равен русскому, а в стопе бумаги («стопа» - русская мера бумаги) - 480 листов. Одна стопа равна 20 дестям («десть» также русская мера бумаги, в которую входило 24 листа). «Меры бумаги» есть на обложке тетради «Курского Губернского земства», фото которой размещено в статье. Только Олег, на Канцобозе, к сожалению, ужимает все фото, поэтому лучше рассмотреть в музее: http://old-stationery.kanzoboz.ru/tetrad_dorevolyutsionnaya_kursk_knijnyiy_sklad_kurskogo_gubernskogo_zemstva/ к тому же, не ясно какого размера был лист. Слишком много несовпадений с американской системой. Можно ли её брать за основу при определении плотности российской дореволюционной бумаги? Не уверен. Но, возможно, ответ найдётся в других источниках или коллеги помогут.
• Это просвечивает печать по обратной стороне на 60-ти граммовой бумаге в сытинской «народной» тетради. В современной шестидесятиграммовке та же история.

Кстати, не менее интересен вопрос листности. Тетрадь в «3 листа» - это как? Версия - под листом имелся в виду печатный лист, который складывался, например, вдвое (или, всё-таки, вчетверо?).
Евгений Долгополов 13 января 2017 18:44
Евгений Долгополов
  
Комментарий: Игорь, привет!

Прочитал твою статью о дореволюционном канцелярском бизнесе. Очень интересно.

Несколько вопросов:
  • мог ли московский магазин, пусть даже и на Красной площади, претендовать на звание "главного магазина Империи"? Вот если бы на Дворцовой, тогда - да.
  • Гатчино - это Гатчина?
  • жёлто-коричневые и кремовые - это случайно не выцветшие?
  • плотность бумаги как товара (не путать с просто плотностью материала, причём в физическом смысле, наверное, таким материалом может быть и бумага!) принято измерять в г/м2 (просто плотность в кг/м3). Раньше использовались фунты на пачку 500 листов определённого формата (сохранилось в США, так сегодня там 20 фунтов примерно соответствует 75 гр/м2) см. http://abc-paper.ru/gsm-weight/, но обрати внимание, что у них фигурирует г/см2 - по моему это очевидный косяк!
  • линевки с косыми разве соответствуют современным, ведь косые идут в две стороны или это просто обратная сторона просвечивает?
10 января 2017 18:50
КАНЦБУРГ
  
Комментарий: Очень интересно!!
9 января 2017 10:29
Иванов Иван
  
Комментарий: Отличная статья!!!
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

Компания "БиДжи" (BG)

Рейтинг компании на портале: 12345 3.64 3.64 (оценило: 42 человек)
Отправить запрос в компанию

 

 

10 Июл. 2017 14:25
 
Нет слов!Всего 1 человек
Оценило 1 человек 1
Faber-Castell Weekly #104
10 Июл. 2017 12:20
 
НравитсяВсего 2 человекa
 
СуперВсего 1 человек
 
Хи-хиВсего 1 человек
 
Нет слов!Всего 1 человек
 
СочувствуюВсего 2 человекa
 
ВозмутительноВсего 7 человек
Оценило 14 человек 14
Константин Маковский – мастер реализма
Наверх