Отраслевой канцелярский музей
 

Рейтинг компаний канцпоинты

1 Феникс+ 6376.63
2 Рельеф-Центр 5935.67
3 ХАТБЕР-М (Hatber) 3364.75
4 MERLION 2902.12
5 Группа компаний "Самсон" 2811.25
6 Компания "Сервис Торг" 2521.48
7 Группа компаний MPM 2050.32
8 Скрепка Экспо Проект 1924.85
9 ГАММА 1885.93
10 Объединенная Выставочная Компания 1752.20
11 Компания «Форум» 1578.02
12 Компания "БиДжи" (BG) 1429.14
13 ЛистОк оптово-розничная компания 1393.13
14 Акварель (Новокузнецк) - сеть магазинов 1242.98
15 ERICH KRAUSE 1208.36
16 ПК химический завод "Луч" 1143.00
17 Канц-Эксмо 1141.43
18 F.I.L.A. Russia – ООО «Фила Статионари» 1090.68
19 MAPED RUS (МАПЕД РУС) 1036.23
20 Канцбюро 984.05
Неплательщики
ООО "Гармония Ритейл"
г. Чебоксары
 
22.12.2018
 285
ООО "Сервис М" (Интеллект Маркет)
г. Курск
 
04.07.2018
 180
ИП Курдов Андрей Валерьевич
г. Волгоград
 
06.06.2018
 155
ИП Митряхина
г. Дзержинск
 
05.09.2017
 67
Kanz.Маркет
Рассылка
Дек
23
2017 г

Читаем старые журналы и газеты. Реклама канцтоваров 100 лет назад.

Главное место в экспозиции любого музея, разумеется, занимают предметы, являющиеся экспонатами. Наш "Отраслевой канцелярский музей" не является исключением. Особенно в этом смысле, конечно, интересны механизмы, материалы или тренды в дизайне своего времени. Но не менее интересна история этих предметов. А история всегда наиболее ярко отображается в рекламе. Не даром столько усилий тратят наши отраслевые маркетологи на создание контента и поддержание рейтинга своих компаний, в том числе, и на этом портале. А как рекламировали канцтовары 100 или более лет назад? Этой теме и посвящена наша сегодняшняя подборка журнальных и газетных рекламных модулей в периодических и специализированных изданиях начала прошлого и конца позапрошлого века. Все они являются экспонатами Отраслевого канцелярского музея и размещены в специальной группе каталога Реклама в журналах и газетах. Их безумно интересно читать даже и без моих комментариев.

Больше всего рекламы по канцелярской тематике встречается в дореволюционной «Ниве» и в большинстве  своём это карандаши и перья. В нулевые годы ХХ в. в топ рекламных объявлений добавились различные «ручки с перьями» и «самопитающие перья». Дело в том, что «ручками» в то время принято было называть именно деревянную ручку для пера и они продавались отдельно. Ниже - реклама карандашей Иогана Фабера и А.В. Фабера. Рекламный модуль с карандашами "Iohann Faber" был размещён на первой полосе журнала "Нива" 1910 г., а реклама "A.W. Faber" - на внутренних страницах той же "Нивы", но раньше -  в 1901 г.  (обе полосы целиком - вверху)).

 

Краткая историческая справка (чтобы не запутаться).

Братьев Фабер (Faber) было трое: Лотар, Иоганн и Эберхард. В итоге у всех троих оказался собственный бизнес по производству карандашей. Старший - Лотер, унаследовал империю Фаберов A.W. Faber. (торговый знак - сначала звёздочки, затем - весы) и именно его внучка в начале ХХ века вышла замуж на графа Castell, правда, вскоре благополучно развелась и с 20-х годов ХХ века вела карандашный бизнес самостоятельно, но приставка Саstell осталась, как и новый ТЗ - рыцари.

Средний - Иоганн, прекрасный технолог, сначала работал в фирме отца, но затем перерос её, взбунтовался и основал свою (его фабрика была крупнее, продавала больше, дешевле, а товар - качественнее), судился за право использовать фамилию Faber, выиграл, успешно работал (особенно в России), но к началу ХХ века в возрасте 82 лет скончался и его фирмой управляли сыновья, а фирма в итоге была поглощена Faber-Castel, окончательно - в 1942-м году, но частично - уже в 1932-м.

У младшего - Эберхарда была открыта компания в штатах и прекратила существование к 1990-м. Была выкуплена кем-то из американских канцелярских «монстров». Но и в нунешней "Faber-Castell" ТМ "Eberhard Faber" осталась как суббренд, но в дошкольном сегменте.

Эта реклама "A.W. Faber" из "Нивы" 1903 года:

Нива. 1914 год.

Далее - несколько рекламных блоков, посвящённых ручкам и перьям.

Такие подробные комментарии, как в случае с Фаберами, давать уже не буду. Скажу лишь, что компания господина Ватермана (Waterman), который изобрёл ручку с непрерывной подачей чернил из закрытой капсулы, после его смерти переходила из рук в руки. По всей вероятности, какое-то время британский филиал  L.& C. Hardtmut (K-I-N) был дистрибьютором Waterman, отсюда - смешение брендов в рекламе.

А система "Фонтан" (в русской транскрипции), скорее всего, тогда бала синонимом FountainPen Ватермана. (один из последующих рекламных блоков).

Нива. 1913 год.
Нива. 1913 год.
Год и издание неизвестны
1894 г. Скорее всего, "Нива"
"Природа и люди". 1904 год.
Год и издание неизвестны.
"Нива". 1897 год.
"Нива". 1897 год
"Нива". 1891 год.
"Нива". Конец XIX века.
"Нива". 1880 год.
"Нива". 1908 год.
Год и издание неизвестны

Ничего не знаю об автоматических карандашах Лимана и Рикса (тех, что выше). Но напишу об автоматических карандашах Пенкаля, которым посвящены следующие два рекламных блока.

Славолюб Эдуард Пенкала был хорватским инженером и изобретателем. Хотя он родился в Словакии, жизнь и его изобретения связаны с Хорватией. Он иммигрировал в Хорватию со своей семьей и жил в Загребе. Первая мастерская изобретателя находилась на нынешней площади Короля Томислава, дом 17. Славолюб Пенкала за свою жизнь зарегистрировал 80 патентов на различные свои изобретения, среди которых были автокарандаш и авторучка.
В 1906 году Пенкала запатентовал под своей фамилией первый в мире автоматический карандаш. Он был зарегистрирован в Будапешском патентном бюро, а также в патентном бюро Англии. Принцип действия этого изобретения остался неизменным и по сей день. Изобретение этого механизма, который заменил собой обычный карандаш, который необходимо постоянно затачивать, принесло мировую известность Славолюбу Пенкала. Успех этого изобретения был велик: начав с 10 первых экземпляров, вскоре он исполнял заказы, приходившие со всей Европы, так что в последствии 100 000 экземпляров таких карандашей было изготовлено. Славолюб Пенкала уделял большое значение дизайну карандаша, а также придумал дамский вариант – карандаш из серебра с колпачком на тонкой цепочке.
В 1907 году Пенкала запатентовал авторучку, которая имела не меньший успех.
Так как сам Пенкала не владел значительным капиталом, необходимым для выполнения приходящих заказов, он подписал контракт с Edmund and Gavro Moster & Co. Они образовали компанию Penkala-Edmund Moster и начали строительство фабрики. В 1911 году, когда фабрика была основана, было приглашено 300 работников, число которых позже достигло 800. В то время карандаши и авторучки Пенкала продавались более чем в 70 странах мира. В период с 1912 по 1926 гг. это была одна из самых крупных фабрик по производству письменных принадлежностей во всем мире.» https://free-mari.livejournal.com/19730.html

Реперь несколько рекламных страниц из специализированного издания "Известия общества преподавателей графических искусств", 1910 год. Это уже по теме "художки", если использовать современный профессиональном жаргоне, принятый в отрасли.

Фабрика Гюнтера Вагнера (ТМ Pelikan), "Берлинский художественный магазин" на Кузнецком мосту в Москве, Фабрика красок Карла Шмидта в Дюссельдорфе и фабрика Герляха в Варшаве.

Не менее популярны в начале прошлого века были домашние типографии.

Рекламировались и фабрики каучуковых штемпелей, а также производители презентационной, как бы теперь выразились, продукции.

Но в советское время реклама пропала лишь ненадолго. Её спас НЭП. Посмотрите, как пестрели рекламой страницы "Огонька" в конце 20-х!

"Огонёк". 1928 год.

Слева - Концессия Гаммера. В первой половине 1928 года шла рекламная кампания фабрики со слоганом Владимира Маяковского "Перья, карандаши фирмы "Гаммер" хороши!". Эта реклама публиковалась в журналах: "Огонек", "Красная Нива", "Прожектор" и др.

Внизу слева - Объединение «Мосполиграф», в которое входили и писчебумажные и карандашные фабрики. О Мосполиграфе и для Мосполиграфа много писал Маяковский. Не исключаю также, что выбор имени для Шарикова из Булгаковского Собачьего сердца - Полиграф Полиграфыч связан с нашим Мосполиграфом. Из производителей карандашей в объединение входили: фабрика им. К. Либкнехта (бывшая В.Ф. Карнац) и новая им. Л.Б. Красина, начавшая функционировать в ноябре 1926 г.

Внизу справа - Южхимтрест. И этот слоган - Маяковского. Любил он карандаши, да и, вообще, всю «писчебумажность». Это - знаменитая в будущем Славянская карандашная фабрика и не менее знаменитая в прошлом фабрика Маевского, переехавшая вместе с фронтом во время Первой Мировой войны из-под Варшавы.

"Огонёк". 1928 год.

Как соотносились друг с другом реклама "Патентованного автоматического вечного пера Weka" и КУБУЧ (комиссия по улучшению быта учащихся), честно говоря, не понимаю.))) Но и такая реклама тоже была.

Ещё из загадок. Что такое "Случайная партия карандашей", с какой фабрики её "скоммуниздили" или как теперь говорят в нашем в МИДе, "скапитализдили" - также не знаю. Это о рекламном блоке слева. А справа - реклама "оптово-розничного книжного и писчебумажного склада ПУРСНАБА", по адресу Лубянка, 1. Это там, где до революции располагалось страховое общество "Россия", позднее обосновалась ВЧК, а ещё позднее построили здание КГБ,

"Огонёк". 1927 или 1928 год
Год и издание неизвестны.

Это пока всё. На сайте музея, правда, газетных объявлений больше. Да и другие новинки появились, просто они размещены в своих товарных группах в каталоге и их, конечно, нужно поискать. Словом, на новогодние праздники канцелярщики историческим чтением обеспечены. А после нового года продолжим.

С наступающими праздниками!

Текст; Игорь Зайцев. 




Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение новости
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение новости
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

 

Наверх