|
Дополнено 19.04.2020. Коронавирус вносит свои коррективы не только в рабочие планы, но и в хобби, что в общем логично. "Карантинные" дни оказались богатыми на идеи и новые темы для статей, на реализацию которых раньше не хватало ни времени, ни сил. А потому, пока "окно возможностей" не захлопнулось, а все идеи не забылись, делюсь главным. К любому стоящему материалу всегда должен быть повод, обычно не запланированный, а главная тема такого материала часто рождается только в процессе работы. Повод оказался действительно неожиданным - случайно попавшие ко мне в руки детальные фото редких дореволюционных карандашей. А тема буквально напросилась сама - "русский карандаш". Что это за понятие, каким он был в Российской Империи, есть ли он сейчас? Тему раскрыть без старых документов не получится, а потому обратимся к прейс-курантам, посмотрим, какими они были у наших предшественников и чем отличаются от современных каталогов. Но обратимся выборочно.
|
Первая Российская Паровая Карандашная Фабрика В.Ф. Карнац. Да-да, именно так – с прописной буквы каждое слово во всех её прейс-курантах. Кстати, в оригинале обе части и этого сложного слова также пишутся с прописных букв – «Прейс-Курант», поэтому далее и мы будем писать именно так. «Учреждена» в 1875 г., достигла своего расцвета буквально накануне Великой (Первой мировой) войны, закрыта в начале 1930-х, но уже под другим наименованием - советским. Именно эта фабрика и имя её основателя - Василия Федоровича Карнац, для специалистов (к сожалению, пока не для широкой публики) являются синонимами понятия «РУССКИЙ КАРАНДАШ». И совершенно неважен тот факт, что сам Карнац был этническим немцем (Вильгельм Христофор), да к тому же германским поданным. Но производил он именно русские карандаши. И не только потому, что рабочие были русскими, а фабрика располагалась в Москве - вначале на Дербеневке, а затем перенесена на Саратовскую площадь (современное название – «Павелецкая», напротив Павелецкого вокзала). Карнац в своей рекламе позиционировал карандаши собственного производства как отечественные, как качественную и недорогую альтарнативу заграничным, и именно на этом строил стратегию продаж и дальнейшее развитие бизнеса.
|
Обратите внимание на обложку фабричного Прейс-Куранта 1911 года (фото вверху) - это образ России (та же Родина-мать), чрезвычайно популярный в начале ХХ века в отечественной рекламе. На фото ниже этот же образ в рекламе страхового общества "Россия" (из коллекции одного из авторов материалов для Отраслевого музея - Д. Суетина) и на двадцатипятирублёвой банкноте. Отличие только в карандаше вместо копья. Но щит и "шапка Мономаха" на месте.
|
|
|
Попробуем сравнить женский образ у Карнац с похожим, на первый взгляд, образом, использовавшимся в рекламе A.W. Faber на парижской выставке 1900 г. Здесь обыгрывается победа Фаберов на всемирной выставке. Реклама Фабера с этим женским образом выходила и в России и в Германии. Но Карнац также работал и на экспорт, его фабрика брала престижные награды на международных выставках, поставляла свою продукцию в том числе и в Германию, конкурируя со всеми ветвями династии Faber, компаниями L.&C. Hardtmuth, Schwan, Lyra. Образ России Карнац впервые использовал в 1896 г., т.е. на 4 года раньше, чем Faber. Предположу, что это яркое проявление конкурентной борьбы, но борьбы не просто с фабрикой Карнац, а именно с "русским карандашом", аллегорией с которым и явился образ России в рекламе Карнац. В то время производство карандашей было примерно как сегодня - смартфонов. Рынок был перегрет, производители часто судились друг с другом и, конечно, копировали друг у друга идеи по продвижению продукции. Разумеется, и у Фабера также аллегория. И если уж здесь не образ Германии, то карандаш (также вместо копья) точно немецкий. Но и других отличий с рекламой Карнац много и они очевидны. Сравните сами - фото слева (из журнала Нива №10 от 1 марта 1901 г., экспонат Отраслевого музея.) На фото ниже первый лист Прейс-Куранта с зарубежными и российскими наградами, полученными на международных выставках и обращение к своим покупателям. Медали говорят сами за себя, разрешение хорошее, увеличив картику, их можно хорошо рассмотреть. Текст обращения также хорошо читается, но некоторые цитаты я всёже здесь приведу. "... мое стремление создать у нас в России карандашное производство, стоящее на одинаковой высоте по качеству и отделке с иностранными первоклассными произведениями, дали мне в настоящее время возможность предложить отечественному рынку карандаши отечественной выработки самого высокого качества, удовлетворяющие всесторонним требованиям, а по цене далеко ниже иностранного товара." "Многолетний труд, значительные затраты капитала и тонкое знание специальности моей отрасли, выдвинули мои карандаши на первое место отечественной выработки и надеюсь, с сим в корне переработанным и значительно увеличенным прейс-курантом даст новый толчок к общему стремлению распространять в нашем отечестве отечественный товар и постепенно отказаться таким образом от обидной зависимости нашей от заграничного производства." "Поэтому посвещяю сей прейс-курант всем моим многоуважаемым покупателям для частаго любезного употребления и чрез это, для распространения отечественного товара." Т/Д "В.Ф. Карнац"
|
|
|
Сегодня бы предприятие В.Ф. Карнац назвали системообразующим. В свете последних событий слово стало модным и употребляемым к месту и не к месту. Есть любопытное мнение, что индикатором развития промышленности, уровня индустриализации государства, является, в том числе, наличие в стране собственных карандашных производств. Нет собственного карандаша – нет собственной промышленности в широком смысле. Достаточно обратить взгляд на Германию накануне обеих войн, на СССР периода НЭПа и второй половины ХХ века, на современный Китай. Кстати, именно немецкие «спецы» помогли наладить и советское карандашное производство, а немецкое оборудование закупалось советским правительством за валюту. Это близкий к оригиналу пересказ совсем недавнего утверждения, высказанного во время экскурсии на ВКФ одним моим хорошим знакомым и одновременно коллегой по канцелярской отрасли, специалистом по истории карандашей, «русских», в частности.
|
|
|
Справедливости ради нужно сказать, что немецкие специалисты «поднимали» многие отрасли промышленности в период индустриализации в СССР, карандаши, конечно, не были в этом смысле каким-то исключением. Подъёму той же карандашной отрасли в период «разрухи» собственных предприятий всегда предшествовала покупка промышленных партий карандашей из-за рубежа за валюту. Так было и в 20-е, так, по всей вероятности, происходит и сейчас…
|
К слову, часть из этих материалов я публиковал и ранее, но без той связующей их воедино темы, которуя вынес в загаловок. А если внимательно изучить информацию ниже, то общая картина по теме «русского карандаша» предстанет значительно полнее. К теме маркетинговой составляющей дореволюционных Прейс-Курантов мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим тот самый инфоповод, благодаря которому и появилась эта статья. В Отраслевом музее имеется всего один карандаш фабрики Карнац – механический:
|
|
|
Недавно у меня была возможность получить в Отраслевой музей набор «разноцветных» карандашей (именно так назывались детские цветные карандаши до революции), но цена оказалась неподъёмной, а потому карандаши «ушли» в чью-то частную коллекцию. Но фотографии остались, а значит, есть возможность поделиться всем этим богатством с широкой аудиторией и попробовать сделать небольшой анализ и этого отдельно взятого товара, и всей товарной группы, и того, как это подавалось в Прейс-Курантах. Обычно, при попадании в частную коллекцию, владельцы информацией, а фото в особенности, не делятся. Здесь помог случай. Так, какими же «в цвете» были русские дореволюционные карандаши? Смотрим фото ниже и анализируем. Если что-то не увидел я, просьба – меня дополнить!
|
|
|
Артикул №331_12 означает что в наборе 12 цветов. Корпус – круглый. Дизайн коробки снаружи – нейтральный, современники-канцелярщики сказали бы - тёмный, без излишеств. А вот на внутренней стороне коробки отпечатана цветовая растяжка цветов, входящих в состав набора - от светлого к темному, позволяющая увидеть, какие оттенки можно получить при использовании каждого карандаша. Предположу, что этот набор был предназначен для младших школьников – чтобы дизайн не отвлекал внимание от учёбы. Длина карандашей ,примерно 10,5 см. Это, как и цветовая растяжка цветов свидетельствуют о том же. Диаметр как корпуса, так и грифеля определить сложно…На самом карандаше обозначения «12» нет, значит, фабрика как и сейчас вырабатывала один карандаш для наборов разной цветности. Все надписи – на французском, являвшемся тогда языком международного общения. Логотип – «ВФК». Это всё, что можно было бы извлечь из фото. Если бы у нас не было Прейс-Куранта....
|
|
|
Теперь сравниваем с информацией из Прейс-Куранта 1911 г. "Артикул 331/12, калибр 23, длина 5 дюймов, в коробке 12, ассор, полированные, цвет корпуса – под цвет графита, золотое клеймо."
|
|
|
- Карнац, по крайней мере, до 11-го года производил наборы «разноцветных» карандашей только по 6 и 12 цветов.
- Калибром называли, по всей вероятности, диаметр корпуса, возможно в сочетании с диаметром грифеля. Для цветных карандашей существовали калибры 23,24 и 25.
- Длина конкретно этих карандашей по фабричному прейс-куранту должна была быть 5 русских дюймов, т.е. 25,4х5=12,7 см. Как это соотносится с реальным размером не ясно – где-то ошибка.
- Корпус – из кедрового дерева, полированный.
|
|
|
- Карандаши входят в группу «Олео-пастельные» (oleo – масло, лат.). В этой же группе карандаши «без деревянной оправы», то есть, грифель «оклеенные бумагой», калибром 25 и длиной 3 дюйма (3х25,4=7,62 см.)По всей вероятности, калибр 25 – это уже диаметр самого стержня, т.к. оболочка здесь бумажная – фактически пастельный мелок (в том числе, и по длине). Но товарная группа одна – «Олео-пастельные. Разноцветные». Сюда же входят и, по всей вероятности, «художественные» (в современной терминологии) карандаши (все арт. №262) – также в дереве, но калибром 24 и длиной уже 7 дюймов (7х25,4=177,8), т.е. примерно равной современным как цветным, так и «художественным». Тогда деление было следующим: «для рисования и художников» (стр. 13).
- Удивительно, что и здесь нет никаких указаний ни на диаметр корпуса, ни на диаметр грифеля. Указано «под цвет графита» (имеется ввиду цвет корпуса - под цвет графита), и тогда и сейчас в цветных карандашах вместо графита использовали производные глины… Слово «графит» было многозначным и могло обозначать также и стержень?
- По логотипу. У фабрики Карнац было много Торговых знаков (фабричное клеймо). Все они приведены на скане. Здесь - именно «Вефека». Почему именно она и в каких случаях клеймили по-другому – не знаю.
|
А как цветные (разноцветные) карандаши описывались в других дореволюционных Прейс-Курантах? Ниже станицы из Прейс-Куранта 1914 г. Торгового Дома "Преемники Я.А. Соловьева". Здесь грифели такого карандаша названы "ядрами масляного мела" (видимо, наполнителем являлся мел?).
|
|
|
Здесь, как и у Карнац - отечественные наборы "разноцветных" карандашей только по 6 и 12 цветов, а вот импортные - ещё и по 18... Речь о карандашах "Розелиус" (на фото внизу слева). То, что это зарубежные карандаши - вероятнее всего, хотя прямо об этом нигде не говорится. Тема "Русских карандашей" звучит и в прейс-Куранте ТД "Преемники Я.А. Соловьева" (внизу справа). Правда, Преемники используют это понятие только применительно к черным (графитным) карандашам и к своей СТМ, что вполне понятно - конкуренцию, пусть даже и с производителем (предположительно - фабрика Карнац) данных карандашей для собственной ТМ, никто не отменял. Современные федеральные операторы поступают ровно так же. Любопытно, что артикулы Преемников не совпадают с артикулами у Карнац.
|
|
|
Ниже - страницы Прейс-курантов с ассортиментом карандашей самых известных художественных магазинов Российской Империи: Дациаро (Худужественные рисовальные и четтёжные принадлежности) и Аванцо ("Принадлежности для живописи. Поставщик московского общества любителей художеств"). Здесь уже нет ни одного русского карандаша, только зарубежные бренды, что совсем неудивительно, т.к. оба - итальянцы, а их магазины располагались в Москве на Кузнецком мосту, а в Санкт-Петербурге - на Морской и на Невском, т.е. на самых дорогих столичных улицах. Стрежень также именуется ядром. Помимо пастельных, тушевальных, литографических и пр., в ассортименте имеются именно художественные карандаши (у Дациаро), всего, как я понимаю - не менее 79, но в продаже только самые популярные цвета.
|
|
|
|
Сегодня традиции производства карандаша продолжает только одно предприятие – Воскресенская карандашная фабрика, её сайт именно так пишется: russianpencil - русский карандаш! Других карандашных фабрик на постсоветском пространстве не осталось. От слова совсем. Даже аббревиатуры фабрики В.Ф. Карнац («ВФК» – «вефека») и Воскресенской («ВКФ») удивительным образом созвучны. И я совершенно точно знаю, что о своём предшественнике – фабрике Карнац, ни собственник, ни руководители проекта, принимавшие решение о регистрации ТЗ, не имели ни малейшего представления. Мистика просто!
|
В зависимости от желания или от предвзятости вы можете расценивать это как рекламу, а можете - как исторические паралели, тем более, что проводить их кроме как с ВКФ теперь не с кем, другие отчественные карандашные фабрики более не существуют. Из параллелей. И у «ВФK» и у «ВКФ» в ассортименте - цветные (разноцветные) карандаши и для детского творчества и для художников. Как и у фабрики Карнац (те самые карандаши №331 с "тёмным", но нейтральным дизайном, чьи фото, опубликованные выше и стали поводом к написанию этой статьи), у Воскресенской также есть в ассортименте серия карандашей с дизайном, специально разработанным для того, чтобы не отвлекать детей яркой картинкой, и одобренным педагогами. Это «Лео Школасад». (фото слева). Впрочем, как и у «ВФК», в ассортименте «ВКФ» есть дизайны «импульсной покупки». На фото внизу слева – коробка карандашей «Мосполиграф» с дизайном Карнац (фабрика им. К. Либкнехта - бывшая Карнац , на обороте логотип ВФК , т.к. использовано дореволюционное фабричное клише с более позднй вставкой), справа – новинка от ВКФ «Принцессы». Конечно, подход к импульсному пром. дизайну в начале века и сейчас - разный. Но суть от этого не меняется.
|
|
|
Уже после опубликования этой статьи мне прислали фото дореволюционнных разноцветных карандашей из одной частной коллекции, но из той же серии или, как говорят современные производители, - коллекции, фабрики Карнац. Ни у кого из Фаберов не было подобных "импульсных" дизайнов.Такими были только русские карандаши (фото ниже).
|
|
|
Ещё немного об отличиях. Раньше классические наборы цветных (разноцветных) рисовальных карандашей имели иной состав цветов, нежели чем сегодня. Не было розового и бежево-телесного, но в набор из 12-ти цветов входили два оттенка красного и охра. Для передачи телесного цвета, например, использовали охру и при необходимости немного наштриховывали красным и другими цветами в зависимости от цветов рядом. Разноцветные карандаши в основном использовали для эскизов и иллюстраций Когда специалисты АО Гамма ТД готовили к выпуску наборы художественных карандашей производства Воскресенской карандашной фабрики под ТМ VISTA-ARTISTA в кобрендинге с Третьяковской Государственной Галереей, то при подборе работ для оформления упаковок пересмотрели не одну сотню карандашных рисунков великих мастеров из запасников. И всё это – эскизы. Если и встречался в графических портретах цвет, то это был не цветной карандаш, а акварель с белилами. В то время ведь не было скетчеров. Цветной карандаш приобрёл популярность только в 20-30 г.г. прошлого века, что напрямую было связано с агитационным плакатом. В заключение не могу не вернуться к Прейс-Куранту фабрики В.Ф. Карнац и не рассказать о том, какие методы использовали маркетологи прошлого для продвижения своих ТМ. в карандашной отрасли. О том, что производители карандашей публиковали в Прейс-Курантах "Историю карандаша", причем, каждый - собственную версию, привлекая таким образом внимание клиентов, я уже писал в статье "Становление канцелярской отрасли https://kanzoboz.ru/article/soyuz_fabrikantov_distributsiya_i_marketing_do_revolyutsii/ . В.Ф. Карнац продвинулся в использовании собственного Прейс-Куранта как маркетинговой площадки, значительно дальше конкурентов, дополнив его ешё и "Некоторыми отзывами о качествах карандашей". И эти отзывы заняли три страницы. Не могу не процитировать здесь их все, настолько они любопытны.
|
ОТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, ИНСПЕКТОРА КЛАССОВ ПАЖЕСКАГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРПУСА. С-Петербург, 19 февраля 1897 г. Присланные образцы карандашей вполне пригодны для исполнения разного рода работ и для употребления вообще. _________________________________________________________ ОТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, ДИРЕКТОРА ВТОРОЙ С.-П.-Б. ГИМНАЗИИ. С-Петербург, 4 февраля 1897 г. По испытании присланных фирмою В.Ф. Каранац образцов карандашей собственнаго ея изделия, я нашел их не только не уступающими своим качеством иностранным карандашам фирмы Фабера, но даже превосходящими их своей мягкостью, явственностью и выразительностью при употреблении их. _________________________________________________________ С-Петербург, 19 февраля 1897 г. М.Г. Представленные Вами мне на испытание образцы Ваших новых карандашей оказались во всех отношениях вполне доброкачественными и нисколько не уступающими по доброте и тонкости графита лучшим заграничным карандашам, между прочим и общепринятым у нас Фаберовским. С СОВЕРШЕННЫМ ПОЧТЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЕКАТЕРИНИНСКАГО ИНСТИТУТА, РЕФОРМАТСКАГО УЧИЛИЩА И ДРУГИХ ЗАВЕДЕНИЙ АКАДЕМИК СТ. СОВ. БРОКНЕР __________________________________________________________________________________________________
|
С-Петербург, 22 февраля 1897 г. М.Г. Произведения карандашной фабрики В.Ф. Карнац я имел случай внимательно испытать во всех отношениях и считаю приятным долгом заявить, что около 15 лет употребляю и рекомендую карандаши этой фабрики. Последнее время испытанные мной карандаши фабр. Карнац: Высший Сибирский графит от №1 до 4-го и под буквами 4Н до 6Н, карандаши под №1889 и карандаши в простом некрашенном дереве не оставляют желать лучшаго, как по чистоте и однородности графитовой массы. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РИСОВАНИЯ РЕАЛЬНАГО УЧИЛИЩА Я.Г. ГУРЕВИЧА, КСЕНИИНСКАГО ИНСТИТУТА, РОЖДЕСТВЕНСК. ЖЕНСК. ГИМНАЗИИ, СТ. ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ И ПРОЧ. АКАДЕМИК ЖИВОПИСИ СТАТСКИЙ СОВЕТНИК А. РЕДКОВСКИЙ _______________________________________________ С-Петербург, февраль 1897 г. Позвольте Вас уверить, что карандаши Вашей фабрики обладают всеми достоинствами, необходимыми для пользования таковыми при рисовании и черчении; замену-же их иностранными можно объяснить чем угодно, только не преимуществом последних в их доброкачественности. С ИСТИННЫМ ПОЧТЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ С.-П.-Б.-СКОЙ I-ОЙ ГИМНАЗИИ, РИСОВАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ШТИГЛИЦА И ПЕРВОЙ ШКОЛЫ ПЕЧАТНАГО ДЕЛА КОЛЕЖСКИЙ СОВЕТНИК Ф. ВЕРЕВКИН. ______________________________________________ Hinsichtlich der von Ihrer Fabrik gelieferten Bleischtifte gereicht es mir zum Vergnügen aussprechen zu können, dass dieselben allen Anforderungen an gute Bleischtifte voll genügen, Ganz besonders gilt dies von dem Satz der Zeichnenstifte aus Sibirischem Graphit. STAATSRATH G. SCHROEDER, DIRECTOR DES RIGAER STADT-GYMNASIUMS Riga, März, 1897 (Что касается карандашей, поставляемых с Вашего завода, мне достаточно сказать, что они полностью отвечают всем требованиям к хорошим карандашам, особенно это относится к набору чертежных карандашей из Сибирского графита. Г. ШРЕДЕР, ДИРЕКТОР РИЖСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГИМНАЗИИ) __________________________________________________________________________________________________
|
ОТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, ДИРЕКТОРА ДОНСКОГО КАДЕТСКАГО КОРПУСА Новочеркасск, 6 октября 1897 г. Донской Кадеский корпус, пользуясь карандашами Вашей фирмы в течении нескольких лет, оставался всегда вполне доволен качествами карандашей: «84, W Carnatz №2», а также и рисовальными «№1889, В.Ф. Карнац» №№ 1 и 2, как вполне подходящими для употребления кадетами и в канцелярии. ___________________________________________________ ОТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, ДИРЕКТОРА КУБАНСКАГО АЛЕКСАНДРОВСКАГО РЕАЛЬНАГО УЧИЛИЩА Екатеринодар, 6 октября 1897 г. Присланные Вами образцы карандашей по испытании оказались превосходными во всех отношениях, так, что они по доброкачественности превосходят все бывшие до сих пор в употреблении во вверенном мне училище карандаши всех возможных фабрик, как русских, так и заграничных. ____________________________________________________ Подобные отзывы имеются ещё от: ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, ДИРЕКТОРА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГИМНАЗИИ. // // // ТАГАНРОГСКОЙ // // // // ОРЕНБУРГСК. НЕПЛЮЕВСК. КАД. КОРП. // // // // РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА. ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РИСОВАНИЯ С.-П.-Б. ПАВЛОВСКАГО ИНСТИТУТА. // // МОСКОВСК. РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА СВ. МИХАИЛА. // // 2-ГО ОРЕНБУРГСКАГО КАДЕТСКАГО КОРПУСА. // // КУРСКАГО РЕАЛЬНАГО УЧИЛИЩА. // // МИТАВСКОЙ ГИМНАЗИИ И РЕАЛЬНАГО УЧИЛИЩА. // // НОВОЧЕРКАССК. РЕАЛЬНАГО УЧИЛИЩА. // // УФИМСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ. КАВКАЗСКАГО ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ИЗЯЩН. ИСКУССТВ, В ТИФЛИСЕ. И ОТ ДРУГИХ.
|
Все эти отзывы получены, как бы сегодня сказали, от "конечных потребителей" в 1897 году и, скорее всего, были опубликованы в Прейс-Куранте того же или следующе го года (к сожалению, пока самый ранний из дошедших до нас - 1911 г.), т.е. только через 22 года после основания фабрики. Судя по дате, вероятнее всего, это происходило в рамках рекламной компании фабрики Карнац после Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г. (подробнее о таких выставках в предыдущем материале: https://kanzoboz.ru/article/kratkaya_istoriya_promyishlennyih_vyistavok_v_rossiyskoy_imperii/. Но почему отзывы не обновлялись? В 1911 году фабрикой управляли уже сыновья Василия Федоровича и использование в рекламе отзывов 14-летней давности можно объяснить либо купеческим консерватизмом того времени, либо тем, что молодых наследиков в бизнесе, как это часто бывает, вполне устраивает репутация, заработанная старшим поколением, и они готовы работать над имиджем только в кризис, и то не все и не всегда. Отнесём всё же это к консерватизму, так как в Прейс-Куранте 11-го года, всё-таки, проявился некоторый креатив (фото ниже) и от молодого поколения. Речь о "Военном карандаше", которым я и завершу свой материал. Это сейчас трёхгранная форма корпуса предназначена для детей, а в начале века у производителей были иные представления о формах. Если отзывы выше я я перепечатывал из Прейс-Куранта самостоятельно, то для описания "Военного карандаша" воспользуюсь текстом коллеги, деректора музея книги - В. Вольфсона, чья интерпретация мне понравилась даже больше, чем оригинал.
|
"Время нынче непростое, я бы даже сказал, военное. А по сему, побалую вас знаниями и картинками особыми, и тоже военными. Итак, честь имею представить – военный карандаш! Дело было в дореволюционной России, в которой про короновирус и слыхом не слыхивали, а мёрли всё больше от войн, революций всяческих, от чахотки, голода и холода. И вот, значит, в то самое время один полковник генерального штаба по фамилии Степанов изобрёл и запатентовал ТРЁХГРАННЫЙ карандаш и назвал его «Военный», и был он с делениями 1/6 и 1/10 дюймов и сантиметров, также двух типов: 1. Неполированный, с делениями острым штемпелем. 2. Тёмно-зелёно-полированный с делениями серебряным клеймом – как раз наш случай. Военный карандаш был одобрен и рекомендован войсковым частям нашей армии для всех типографских работ. 1. Для черчения и письма. (весьма и весьма ново) 2. Для измерения расстояния на военных картах. (похвально и необходимо) 3. Для визирования и засечек при военно-глазомерной съёмке. (вообще никто уже не знает, что это такое, кроме избранных) Трёхгранная форма карандаша даёт возможность положить карандаш на планшет, пользоваться им как визиром (по верхнему ребру) при нанесении на план ориентировочных направлений и точек. Цифры на карандаше облегчают перевод линейных десятичных мер (километра, метра и сантиметра) в русские (сажени, аршины, и дюймы) и обратно: а) На одной из граней нанесены дюймы, разделённые каждый на 6 частей, для измерения расстояний на трёхверстовой военно-топографической карте (1/1260) б) На другой грани дюймы разделены на 10 частей для измерения расстояний на планах и картах в масштабе 100, 200, 250 саженей и 1, 2, 10 вёрст в дюйме. в) Наконец, на третьей стороне даны деления в сантиметрах для иностранных карт. Для тех, кто ничего не понял из вышесказанного – докладываю: Карандаш невероятно удобен, прекрасно лежит в руке, не катается по столу, офигительно эстетичен, лёгок и, самое важное – космически РЕДОК! Выпускался в России знаменитой первой паровой карандашной фабрикой В. Ф. Карнац."
|
Текст: Зайцев Игорь Михайлович Директор по продажам "АО Гамма ТД" (Фирма Гамма). Куратор Отраслевого канцелярского музея. #воскресенскаякарандашнаяфабрика #expertcomplete #лео #panna #эврикус #хоббиус #миадолла #фрея #резарк #сотворелки
|