При большом обилии материалов на арт-рынке очень легко запутаться в терминах и понятиях. И сегодня рассмотрим тему, касающуюся пигментов и красителей. Прошу заметить, это не одно и то же, желательно их не путать при выборе материалов для творчества.
Они отличаются и вот чем:
Пигмент – это мелкодисперсный порошок из минералов, который не растворяется в органических растворителях, например, воде и других веществах, окрашивает только благодаря своей пылеобразной форме. По сути, мы видим цвет из-за того, что видим эти пылинки. Благодаря тому, что никакой химической реакции не происходит, то, соответственно, не будет и миграции вещества, то есть если что-то покрасить и после высыхания положить на белую бумагу, то бумага останется белой. Но, в очень редких случаях, может произойти диффузия – взаимопроникновение одного цвета в другой, но только внутри красочного слоя. В привычных для нас красках мы их видим, растворёнными в связующем веществе: олифе, воде и др.
При использовании минеральных красок, их качества больше зависят от их основания, чем от самих пигментов, ведь сцепление с поверхностью обеспечивает именно связующее вещество.
Пигменты бывают синтетические, полученные искусственным путём, например, в 1935 году впервые в лаборатории получили два цвета: зелёную ФЦ и голубую ФЦ, металлические (глиттер) и даже органические (биологические).
Есть большое заблуждение современных рисующих людей, что минеральные пигменты лучше, чем синтетические. Но это не так! И вот почему.
Большинство минеральных пигментов имеют мутный и блёклый оттенок. Например, акварель, полученная из малахита, сильно мылится, когда вы пытаетесь взять её кистью, смоченной в воде (то есть обычным способом для акварелистов), а при нанесении она становится бледно-голубого цвета. Или, можно привести другой пример, если рассматривать работы старых мастеров, то можно заметить, что, в большинстве случаев, цвета не такие как сейчас: тот же красный может смотреться кирпичным или как бы жжённым, такие оттенки мы не считаем красными в наше время, но исторически они считаются красными. Особенно интересно это описывается в исторических источниках.
Современные синтетические пигменты имеют высокую светостойкость, яркие цвета, заменяют минеральные, хорошо смешиваются, больше возможностей для творчества. И, что самое важное, не вызывают аллергии. Поэтому, не стоит пренебрегать ими или думать, что они плохие для живописи. Многие из них будут даже более стойкими против натуральных.
Ещё существуют синтетически-минеральные пигменты – это комбинированные пигменты.
По способу получения пигменты тоже бывают разными: пигменты на основе оксида железа, оксида хрома, свинца, меди и сажи и отдельно стоят белые пигменты. Некоторые пигменты бывают ядовитыми, но их не применяют для изготовления красок или косметики.
В наши дни можно встретить прекрасный пример замены ляписа лазурита на синтетически полученный пигмент в красивом цвете ультрамарин. Он абсолютно идентичен и светостойкий.
Краситель – это вещество, которое окрашивает конечный продукт из-за вступления в реакцию с его основой, то есть растворяется в нём, проникая вглубь и происходит окрашивание волокон. Красители являются мигрирующими, то есть если вы окрасите красителем какой-то предмет, например, статуэтку и положите её на лист белой бумаги, то через какое-то время бумага под ней может окрасится в цвет статуэтки.
Красители – это органические вещества, получаемые из насекомых или растений. Они растворяются в маслах, спирте, воде. Мы их можем встретить в алкогольных чернилах, акварельных маркерах, в виде жидкой акварели. Их минусом является то, что они не светостойкие. Если вы планируете работать только ими, то рекомендуется делать скан с готовых работ, так как такую работу нельзя повесить в раму на стену. Но всегда есть выход: УФ-стекло, сканирование и дальнейшая печать постеров, жикле, эскизы, хранящиеся в скетчбуке без доступа солнечного света.
Красители, также, используют в окрашивании тканей, предметов для рукоделия, есть пищевые красители для окрашивания еды и сладостей.
Плюс красителей в том, что он очень концентрированный, нужно мало вещества, чтобы растворить его в нужной основе.
Итак, что же выбрать?
Давайте рассматривать в зависимости от художественных задач.
Вы просто делаете быстрые зарисовки, скетчи, иллюстрации, которые потом сканируете, любите делать тревел-скетчи (зарисовки ваших путешествий), каллиграфию, леттеринг, и вам не принципиально что они выгорят, потому что они хранятся в закрытом виде в альбомах? Тогда вам точно нужны акварельные маркеры, спиртовые маркеры, жидкие акварели или чернила для заправки в брашпены и перья.
Если Вы тщательно подходите к своей работе, прорабатываете каждую деталь, любите смешивать и находить для себя новые оттенки, вам важна сохранность и светостойкость материала, то тогда однозначно - старая добрая акварель, масло, акрил, линеры и тушь на пигментной основе.
Правильный выбор материалов и знание их особенностей гарантируют вам удовольствие от процесса создания творческих работ и высокий результат!