"Новая карандашная". Репортаж и фотоочерк, а также "графит Алибера" для отечественных карандашей.
О нашей отрасли в СССР публиковали не только Постановления Правительства на первой полосе Газеты «Правда», о нас всё в той же «Правде» писали репортажи и даже фотоочерк - в журнале «Техника молодёжи». Было время… Теперь только на Канцобозе… Хотя, может, и к лучшему! Итак, ранним утром в субботу 4 декабря 1926 года читатели газеты «Правда» узнали о «Новой карандашной». Речь шла, конечно, о фабрике имени Красина! Репортаж был опубликован на 6-й полосе, между рубриками «Партийная жизнь» и «Красная армия», в разделе «Рабочая жизнь». И это, действительно, было примечательное событие для советской России. Не просто новая, но первая отечественная, вновь построенная!
Но событие это примечательно и в контексте сегодняшнего дня, в связи с открытием Воскресенской карандашной фабрики. И речь не только о связи времён и о том, что обе фабрики - первые отечественные, вновь построенные после "смутного времени", в случае с "Красиным" - после периода разрушения Российской Империи и Гражданской войны, а в случае ВКФ - после периода разрушения Советского Союза и уничтожения его производственного потенциала. Это в "бумбеле" мы не отдали импорту свой рынок (разве что, за исключением короткого периода середины 90-х, и то - ненадолго, до дефолта), а за карандаши до ВКФ никто не брался. Есть и ещё одна причина подобной аналогии, но её пусть лучше озвучит сама ВКФ - в комментариях к нашему материалу. Именно эти соображения явились причиной предложить ВКФ выступить спонсором данной публикации.
И вот теперь построена первая после революции отечественная карандашная фабрика. Авторская стилистка некоего Семёна Г., конечно, в духе агитпропа тех лет, но даже людьми далёкими от канцелярии материал читается с огромным любопытством. Сейчас о карандашах так не напишут. Нынешние рекламные статьи, как правило, сухие и однообразные. А где Вы выдели приличный (не рекламный!) репортаж?! Хотя, конечно, бывали и исключения. Кстати, 1926 год - разгар НЭПа, конкурентной борьбы за покупателя между государственными и частными фабриками и буйство рекламы на страницах советских газет и журналов. Даже Маяковский оставил заметный след на этой ниве. В этом же году была построена ещё одна новая фабрика - американская промышленная концессия А. Гаммера, впоследствии, после национализации ставшая фабрикой им. Сакко и Ванцетти. Следующий фоторепортаж - о ней. Но вернёмся к "Новой карандашной"! Посмотрите, какие образы выходили из-под пера неизвестного нам автора "Правды"! Карандаш - это признак культуры. Представьте себе крестьянина Белоруссии или далёкой Киргизии, карандашным огрызком записывающего удой и расход корма, урожай и расход семян". "Увеличивающееся потребление карандашей - культурная победа!". И, разумеется, необходимо было обязательное сравнение передового советского производства и "болеющего" за дело "красного директора" с отсталой царской фабрикой и "старорежимным" "бесчестным" фабрикантом. Например такое: "Старик Карнац, чтобы построить свою фабрику, оженил сына, получив "за него" миллион приданого. Красный карандашник, директор Зорин, если и получил приданое, то только в виде 23 комиссий, где он проталкивал вопрос о новой фабрике". Кстати, данный факт о Василии Федоровиче Карнац исследователями его фабрики и биографии не подтверждается.))) Проводя аналогию, любопытно сколько "комиссий" прошло руководство ВКФ и где оно "проталкивало вопрос о новой фабрике"? И это не риторический вопрос, а вполне конкретный. | ||
|
У нас нет ранних образцов карандашей фабрики им. Красина, но есть красно-синий карандаш с мягким "меловым" грифелем выпуска не позднее 1937 года (возможно, он более ранний) с соответствующим духу нашего репортажа названием - "Промышленный" и соответствующими размаху советской индустриализации размерами: длинна - 218 мм., толщина корпуса - 9-10 мм. | |||
|
Мы уже упоминали выше вторую "новую карандашную" - имени Сакко и Ванцетти, теперь речь о ней. Неизвестно, публиковались ли какие-либо репортажи по поводу её открытия в 1926-м году как "американской промышленной концессии А. Гаммера" или в 1930-м - при национализации и переименовании в честь американских борцов за права рабочих. Но в первом номере журнала "Техника молодёжи" за 1938 год об этой фабрике вышло сразу два фотоочерка. Фабрики давно нет, 90-е годы не прошли для неё бесследно, поэтому и материалы по её истории найти сложно, а тем более фотографии из цехов и описание производственных процессов. Возможно, всё это есть в архивах, но поиск подобных материалов - отдельный трудозатратный процесс. И если кто-либо из коллег по отрасли или читателей возьмётся за этот труд, то Отраслевой канцелярский музей с удовольствием и благодарностью опубликует его в рубрике "История отечественных фабрик". А пока мы можем довольствоваться только теми материалами, которые удалось найти на данный момент. И ещё одно существенное уточнение - последний карандаш на фабрике был выпущен в 1985-м, до начала нулевых продолжали производить только ручки. Что явилось причиной прекращения выпуска карандашей задолго до периода распада СССР, доподлинно неизвестно. Кроме того, на фабрике существовал музей, в котором хранились все, когда-либо выпускавшиеся предприятием карандаши и пробники. Судьба его экспонатов также неизвестна. В рамках нашей статьи невозможно не показать обложку этого номера. Она примечательна тем, что на ней изображён ДнепроГЭС - стройка века" и символ советской индустриализации. "В те годы его, выражаясь современным языком, пиарили как только могли и "Техника молодёжи" как общественно-политическое и научно-популярное издание ЦК ВЛКСМ не могло остаться в стороне от установки партии и правительства. Для непосвящённых - в центре композиции маяк у входа в шлюз. | ||
|
На страницах 32 и 33 за подписью Л. Николаева размещён основной материал о фабрике, который так и называется - "Карандаш". | |
|
Из образцов продукции в фотоочерке представлены только цветные карандаши "Павлин". Упаковка, по всей вероятности, в экспортном исполнении (написание латиницей), хотя на самих карандашах - кириллица. Почему именно "Павлин" и почему на фото только упаковка в экспортном варианте, а карандаши - нет, не знаем. Но точно знаем, что фабрика на экспорт производила много, стране была нужна валюта. | |
|
Именно такого "Павлина" в одноцветном корпусе в нашем музее нет, но есть в разноцветном, выпуска 1939-го года. Кстати, довольно редкий экземпляр с нехарактерной для тех лет окраской корпуса карандаша: | ||
|
А это фотографии производства. Подписи к ним мы сами дать не решились, предоставив такую возможность ВКФ. Сотрудники "Воскресенской карандашной" откликнулись моментально. Их комментарии к фотографиям читайте под каждым изображением внизу. | |||||||||
|
| |||||||||
|
Раз уж мы проводим аналогию с современной российской карандашной фабрикой - ВКФ, то думаю, что уместно будет здесь дать также фото и её цехов. Комментарии и фото - также от ВКФ! | |||||||||
|
| |||||||||
|
Мало кто из нынешнего молодого поколения знает, что наряду с карандашом, основным пишущим инструментом являлось перо, а многие карандашные фабрики производили также и писчие перья. Существовали, разумеется, и специализированные предприятия по производству писчих перьев, например, фабрика "Союз" в Ленинграде или ярославский завод металлоизделий. Но у нас с вами речь о фабрике имени Сакко и Ванцетти, а потому обратимся ко второму материалу - о писчих перьях, опубликованному в том же номере "Техники молодёжи" на стр. 23 (автор Л. Евгеньев). Здесь также много любопытного. Опять же мало кто знает что, массовое производства стальных перьев началось только в 1850-х годах XIX столетия, а первые стальные перья появились в 1830-х. До этого писали гусиными перьями, которые "чинили" перочинными ножами. Отсюда и название такого ножа, сохранившееся до наших дней. Статья о перьях выложена ниже в хорошем качестве, достаточном для прочтения | |
|
Не думаю, что на ВКФ когда либо будут производить перья, но ручки - почему бы и нет!?)))
И напоследок для самых любознательных об основном материале, без которого не родился бы карандаш - о графите. В разделе "Товароведение" Отраслевого канцелярского музея выложена брошюра "Графит в России" П.И. Степановой, изданная в 1920-м году, но написанная и подготовленная к печати ещё до революции. Это фундаментальный труд о месторождениях графита в России с подробной картой и о его применении в различных отраслях промышленности. Помните абзац из нашего фотоочерка о сибирских "Алиберовских копях", откуда поставляется графит на фабрику? Ну вот, собственно, ниже - пояснение о том, что это такое, несколько абзацев, которых будет достаточно, чтобы удовлетворить любопытство. О графите для карандашей см. страницы: 2, 3, 6, 46 и 48. О том, что такое графит Алибера лучше всего скажет цитата со стр. 48: "Алибером графит доставлялся в Нюрнберг на известную фабрику Фабера, где из него приготовлялись карандаши с маркою сибирский графит"
| |||
|
Текст: Игорь Зайцев
18 декабря 2018 00:01 Зайцев Игорь |
По «Конструктору» хочу дополнить вашу информацию. Карандаши под таким названием выпускались уже в начале 30-х объединением «Мосхимтрест», в состав которого тогда входили все три московские карандашные фабрики: им. Красина, им. Сакко и Ванцетти и бывшая Карнац. В 1937 г. «Конструктор» мы встречаем на стр. 115 «Товароведения канцелярских товаров», которое в отсканированном виде выложено в разделе «Товароведение» нашего Отраслевого канцелярского музея.
По поводу стратегического значения карандаша в отечественной, и даже более того - в мировой истории, Вы абсолютно правы.
Примечательно также, что карандаш становился стратегическим продуктом в период военных действий и ранее. В частности, московская фабрика Карнац во время Первой мировой войны выпускала, по всей видимости, по заказу военного ведомства Российской Империи трёхгранный «Военный карандаш» защитного зелёного цвета с разметкой по корпусу одновременно и русских мер длины и метрических. Почему «трёхгранный», думаю догадаться не составит труда.
Отрадно что специалисты «Красина» оказались востребованы. Разделяю с вами надежды на возрождение отечественной карандашной промышленности. Пользуясь случаем, хотел бы попросить узнать у ветеранов «Красина» - существовал ли на фабрике музей «красинской» продукции и если да, то какова его дальнейшая судьба? Речь не только о карандашах, но и о фотографиях, а также о возможно дошедшем до нашего времени каком-либо оборудовании периода запуска фабрики, т.е. того, что описан в репортаже 1926 г. на страницах газеты «Правда

![]() |
17 декабря 2018 11:45 Воскресенская карандашная фабрика (ВКФ) |
Многие технологи, операторы оборудования и даже представители руководящего состава вынуждены были искать новое место работы. ВКФ дала им возможность продолжить дело своей жизни и пригласила ключевых профессионалов к себе на производство. Теперь их умения и наработанные опытом навыки помогают ВКФ создавать качественную продукцию.
Слова о качестве продукции для компании - не пустой звук. Мы вкладываем в это понятие многое: качество используемой древесины, стержней, отделки карандаша, дизайна, упаковки. Это наша ответственность перед покупателем за тот товар, который попадает ему в руки!

![]() |
16 декабря 2018 23:05 Воскресенская карандашная фабрика (ВКФ) |
Но начнем с того, что карандаш за эти годы, а точнее, вероятно с1941 года является стратегическим продуктом. Из разных источников эта история звучит с разными оттенками, но факт остается фактом, что когда на Красине в начале войны стали производить снаряды вместо карандашей, выяснилось через некоторое время, что вести записи или писать письма с фронта нечем. Вот тогда и переехала часть оборудования в Томск, чтобы начать производство, хоть какого-то простенького карандаша. Сейчас можно гадать, прообразом чего явился легендарный Конструктор, но думается, что это покрытый лаком самый простой карандаш времен войны. Правда Конструктором он стал называться с 50 годов, когда был изобретен стержень Люмограф из голубого отечественного графита, не размазывающийся на бумаге. А стратегическим он является потому, что это единственное пишущее средство , стержень которого пишет во всех средах – в космосе, на земле при любой температуре и в воде ( химический карандаш).
Действительно были периоды после смутных времен, после которых строились фабрики. Только после революции и гражданской войны это было как бы гармонично связано вместе с программой о преодолении безграмотности населения. А вот смутное время 90-х оставило более глубокий след на слабеющем теле российского карандаша. Поскольку он был уже необходим как продукт, о котором знали, которым пользовались и на котором выросло не одно поколение советских людей. И вот отсутствие его в этот период или точнее убывающее отечественное производство которого, помогло колонизировать российский рынок карандашной продукции китайскими производителями и расцвести им за это время. А ведь Красин в периоды расцвета выпускал более 500 млн. штук карандашей в год. Теперь представляете этот рынок, который мы предоставили разграблению с 90- и по сей день.
Вот если бы сейчас программу о “преодолении безграмотности населения”, читайте как программу о преодолении колонизации населения китайскими карандашами, возможно тогда бы мы были с Красиным 1926 года в полной аналогии. На сегодняшний день 85% рынка карандашей уже принадлежит китайским производителям. Поэтому наша задача много сложней. Интересней, Мужественней. Но это наш выбор. И мы им гордимся. И ни на секунду не сомневаемся, что отечественный карандаш, карандаш ВКФ, займет достойное место среди лидеров карандашной индустрии.

- Новинки. Цветные карандаши "Комус Класс"15011.04.2025
- Карандаш чернографитный, HB, форма корпуса: трёхгранная, материал корпуса: светлое...116810.04.2025
- Карандаш чернографитный, HB, форма корпуса: трёхгранная, материал корпуса: светлое...215910.04.2025
- Карандаш чернографитный, HB, форма корпуса: трёхгранная, материал корпуса: светлое...115610.04.2025
- "Карандаш и его история." Вокруг света, февраль1917 г.19616604.09.2020
- Русский карандаш15284817.04.2020
- Становление канцелярской отрасли. Отраслевые союзы, отраслевые СМИ, дистрибуция, реклама....4298223.09.2019
- 70-летний юбилей отечественного степлера, «американские переплётчики» и другие...61361008.04.2019