Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы раскроем тему маркировки
Интернет-рекламы и ответим на три вопроса:
- Какую рекламу на вашем сайте требуется маркировать?
- Как правильно показать, что рекламное сообщение на сайте промаркировано?
- На какие рекламные сообщения закон о маркировке не распространяется?
Давайте вспомним, что реклама — это информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке.
Рекламные эксперты придумали короткое и очень ёмкое словосочетание, заменив длинное определение рекламы: РЕКЛАМА — все то, что не является информацией.
Вот так коротко и доступно можно объяснить разницу между рекламным и не рекламным сообщением в Интернете, согласны?
Действительно, Интернет-реклама стала неотъемлемой частью
современного маркетинга много лет назад. Она позволяет быстро и эффективно привлекать внимание целевой аудитории,
предлагая разнообразные форматы рекламы, такие как баннеры, всплывающие окна и контекстная реклама. Однако, чтобы
эта реклама была благонадежной и безопасной для пользователей, необходимо соблюдать определенные правила и
стандарты, которые являются официальными требованиями законодательства РФ.
Штрафы за немаркированные рекламные сообщения на сайте очень высокие,
а практика ФАС за последний год показывает, что штрафуют всех: как крупнейшие федеральные бренды, так и средний
бизнес, и даже самозанятых:
Если же рассмотреть на практике выше предложенные определения
рекламы, то возникает вопрос: все-таки какой контент на сайте компании-производителя или дистрибьютора канцелярских
товаров подлежит маркировке?
Нужно ли маркировать описание компании на сайте, раздел
с акциями и информацию о партнерах?
Так, например, текст «О компании» чаще создается как рекламный, чем
информационный. На сайте производителей часто на самом видном месте располагается блок «Наши партнеры», в котором
можно узнать, где купить товар в ближайшее время — это рекламное сообщение, подлежащее маркировке? А тексты в
карточках товаров, красочно рассказывающие о преимуществах товаров — это ли не рекламное сообщение, которое требует
маркировки?
Согласно разъяснениям ФАС, информация о компании и информация о
партнерах на сайте и в соцсетях компании не является рекламной, если она размещена в отдельном блоке и никто из
партнеров не выделяется ни форматом, ни местом, ни стилем размещения. Наличие активных ссылок на сайты партнеров не
имеет значения, если они единообразны и есть у всех. Описание товаров также не является рекламным сообщением,
которое требует маркировки.
На сайте следует маркировать в обязательном порядке:
- Баннеры, рекламирующие конкретный товар или услугу.
- Всплывающие баннеры, рекламирующие конкретный товар или услугу.
- Информацию об акциях и скидках, так как этот формат считается рекламным сообщением.
Правило 4х, или какой информацией должен обладать
рекламный баннер или блок про скидки и акции на вашем сайте по закону о рекламе:
- «Реклама» — обязательный маркер! Это
слово должен видеть каждый пользователь, который видит
ваше рекламное сообщение на сайте. Слово «Реклама» необходимо показать графически на макете любого рекламного
баннера на сайте.
- Наименование компании-рекламодателя.
Пользователь может увидеть эту информацию при навед ении на слово «Реклама».
- ИНН компании-рекламодателя.
Пользователь может увидеть эту информацию при наведении на слово «Реклама».
- ERID: токен (набор символов из ОРД,
присвоенный конкретно к данному баннеру (креативу)).
Пользователь может увидеть эту информацию при наведении на слово «Реклама».
Пример 1.
Пример 2.
Обратите внимание на важные моменты, которые не пишут в рекомендательных алгоритмах, но на которые обращает внимание
Роскомнадзор:
— Ставим точку после слова «Реклама.», после юридического наименования компании-рекламодателя и после ИНН.
— Токен следует «вложить» в ссылку баннера:
Пример:
https://kanzoboz.ru/jump.php?ib=708416&erid=LjN8KWufu
В ссылке баннера мы видим:
— https://kanzoboz.ru/jump.php?ib=708416 —
изначальная ссылка;
— erid=LjN8KWufu — параметры
маркировки;
— LjN8KWufu — токен из ОРД.
Все параметры передаются после вопросительного знака, но если в ссылке несколько параметров, то они разделяются
знаком &, то есть может быть, например:
https://kanzoboz.ru/jump.php?ib=708416&utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=example&erid=LjN8KWufu
Что делать с баннерами, которые промаркированы и висят
на сайте?
Следующий этап — это ежемесячная сдача статистики просмотров у
каждого промаркированного рекламного баннера и всплывающего рекламного баннера:
- В начале каждого следующего месяца передаем статистику по количеству просмотров баннера в ОРД до тех пор, пока
баннер не удалим с сайта.
- Удалили рекламный баннер с акцией — больше по нему статистику не передаем.
В дополнение, обращаем внимание наших читателей на то, что закон о
рекламе, и в частности его ст. 18.1, не распространяется на следующие виды рекламных сообщений:
- политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;
- информация, которую по закону нужно раскрывать или распространять либо доводить до потребителя;
- справочно-информационные и аналитические материалы, например, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты
научных исследований и испытаний, если они не преследуют цель продвигать товар на рынке;
- сообщения госорганов и органов местного самоуправления, если они не содержат сведений рекламного характера;
- вывески и указатели без сведений рекламного характера;
- объявления граждан и юрлиц, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- информация о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке, любые
элементы оформления товара, на товаре или его упаковке;
- упоминания о товаре, средствах индивидуализации (например, товарные знаки), об изготовителе или о продавце
товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются
сведениями рекламного характера (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).
ФАС России дополнила перечень из закона, указав, что рекламой не
являются следующие сведения:
- информация о товарах и услугах на сайте, страницах, в соцсетях их производителя или продавца;
- обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не
является продвижение товара на рынке;
- органичная интеграция, например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров,
использование товара по назначению. (Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы», утв.
Приказом ФАС России № 821/23 от 14 ноября 2023 г.).
Внимание! Даже контент из этого списка может быть признан
рекламой, если определенный товар выделяется особо. Например, если предоставляется излишняя позитивная информация
о нем, содержатся призывы к покупке, включая указание адресов магазинов. То же самое касается случаев, когда
акцент делается на описании характеристик товара или когда блогер выражает свою положительную оценку.