Отраслевой канцелярский музей
Облако тегов
Новости

События

Канцелярский Форум
Фотогалереи
Kanz.Маркет
Скидка дня
Фев
9
2018 г

Краткая история красно-синего карандаша

Обычно все статьи для Отраслевого музея я пишу сам либо перепечатываю интересные текты-исследования с указанием авторства. Но сегодня наступил поворотный момент - нам прислали тематическую статью, написанную специально для музея. Пока откликнулся коллекционер карандашей, правда, это Коллекционер с большой буквы. Он человек не публичный, как и многие из его коллег, поэтому его реальное имя я заменю на «Николай Николаевич». И солидно и не броско.))  Надеюсь, что и коллеги-канцелярщики рано или поздно последуют его примеру и начнут, наконец, мне помогать! Тем более, что карандаши собирают многие из нас, это уж мне известно достоверно. Хотя по истории карандашей, коллеги-коллекционеры скорее здесь почерпнут боьше информации, нежели чем добавят... Кстати, в Отраслевом музее можно создать рубрику «Коллекции канцелярщиков» и если интересно напишите и пришлёте качественные фотографии, то обязательо опубликую.  Если о помощи, то она, в первую очередь, требуется по остальному ассортименту. Предметов и информации уже очень много, а я один не успеваю всё описывать и систематизировать. Все карандаши, фото которых размещены ниже, явлются экспонатами Отралевого музея и размещены в разделе каталога «Карандаши». Текст, публикуемый далее, предоставлен Николаем Николаевичем.

Иорь Зайцев

Карандаши со стержнем, состоящим из двух половинок разного цвета, производились большинством карандашных фабрик. Многие карандашные бренды и сейчас имеют подобные карандаши в своем ассортименте. Преимущество работы таким карандашом очевидны - им можно делать записи или пометы двумя цветами, не выпуская карандаш из рук, чтобы поменять цвет. Сочетание цветов в таких карандашах может быть разным. Например, в ранних советских наборах «Тактика» был желто-зеленый карандаш, а среди современных карандашей встречаются цветные наборы по 18 и более штук, в которых каждый карандаш двухцветный. Таким образом, общее количество цветов в наборе удваивается, делая его компактным и удобным, особенно если карандашами пользуются где-нибудь в дороге. Но классическим вариантом все же был и остается красно-синий карандаш.

Почему именно красно-синий? Сложно дать однозначный ответ. Красный цвет применялся в делопроизводстве исторически. Еще в начале 19-го века практически любые закупки на канцелярские нужды различных государственных учреждений и ведомств обязательно содержали такие позиции как красные чернила и красный карандаш. Красным цветом на бумаге было принято отмечать что-то важное или срочное. Что-то, что надо было броско выделить среди других записей. Синий же цвет, наоборот, символизировал «обычность» сделанной им записи. В конце концов, двумя сильно различающимися по восприятию, в чем-то противоположными друг-другу цветами (не зря же именно их применяли при окраске разных полюсов магнита) было просто удобно делать пометки по принципу «да - нет», «важно – неважно» и т.п. Поскольку раньше карандаши имели несравнимо более широкое применение, чем сегодня, использование такого варианта «два в одном» было удобным и востребованным.

В продукции большинства производителей имелось несколько вариантов карандашей с красно-синими стержнями, отличающихся свойствами или размерами (копировальные, канцелярские, промышленные). Они могли быть как круглого, так и шестигранного сечения, при этом по неписанному правилу круглые карандаши были копировальными, а шестигранные – нет. Далеко не все виды карандашей с двухцветным стержнем внутри имели также и двухцветную древесную оболочку. Многие окрашивались целиком в один цвет, который мог не совпадать ни с одним из цветов стержней. Например, часто применялась окраска под палисандровое дерево (коричневый). Вероятно, это делалось по причине того, что окрашивание карандаша в два цвета требовало дополнительных производственных операций и увеличивало расход материалов покрытия.

Для того, чтобы сделать карандаш, одна половина которого окрашена в красный цвет, а другая – в синий, его приходилось сперва полностью окрашивать в красный цвет (как менее темный), покрывать лаком, а затем одну из половинок дополнительно перекрашивать в синий, окуная ее в специальную ванну. По крайней мере, такая технология применялась на советских карандашных фабриках, но едва ли она принципиально отличалась от технологий других производителей. Это приводило к удорожанию себестоимости изделия, поэтому до середины 20-го века двухцветную окраску старались делать по большей части на элитных сортах карандашей. Зато общим для всех двухцветных карандашей было то, что оттиск с названиями фабрики и карандаша проставлялся у них всегда ровно посередине длины, оставляя с обоих торцов одинаковое место для очинки.

Итак, перед нами четыре вида красно-синих карандашей разных производителей, являющися экспонатами Отраслевого канцелярского музея: EAGLE № 806 (Англия), A.W. FABER № 8513 «KOSMOS» (Германия), A. HAMMER № 750 «RED-BLUE» (СССР) и JOHANN FABER № 755 «ROT-BLAU» (Германия).

При этом последний представлен с двумя вариантами оттисков (фото вверху), что говорит о том, что эти образцы карандашей от Иогана Фабера, как именовали его в русскоязычной литературе, выпущены либо в разные годы, либо на разных фабриках (скорее первое), а слово «Zeder» дополнительно информирует нас, что данный карандаш сделан из кедра. Впрочем, остальные, скорее всего, тоже. 

На американском (правда, британского происхождения) EAGLE и «отечественном» A. HAMMER все надписи выполнены на английском языке, а на обоих FABER (IOHANN FABER - несколько выше, а A.W. FABER - ниже) - на немецком. Все эти карандаши относятся к категории цветных копировальных. Об этом на 100% свидетельствуют надписи «TINTENSTIFT», «COPYNG» и «KOPIER» на трех из них, а по круглой форме сечения карандаша EAGLE с большой долей уверенности можно судить, что он тоже копировальный. Указать точный период производства можно только для выпущенных в СССР карандашей Американской промышленной концессии А.Гаммера – между 1926 и 1929 годами включительно. Остальные были импортированы, причем это могло произойти как до событий 1917 года, так и после них, поскольку закупки карандашей иностранного производства были прекращены только во второй половине 1920 годов.

На фото можно заметить признаки того, что карандаши были сначала окрашены в красный цвет, а затем докрашены в синий. На верхнем карандаше Иогана Фабера имеется скол покрытия на синем торце, при этом на месте сколотой синей краски видна красная. А на карандаше Гаммера синяя часть короче красной, что говорит о том, что окрашенный в красный цвет карандаш опустили в синюю ванну на глубину примерно на сантиметр не достигающую его середины. И этот недокрашенный сантиметр остался также красного цвета.

Карандаш «Победа» - это красно-синий копировальный карандаш, имеющий двухцветную окраску древесной оболочки в соответствии с цветом стержней. Его выпуск начался во второй половине 1920 годов на фабрике им. Красина, которая в то время находилась в ведении треста Мосполиграф. Об этом можно судить по плакату Мосполиграфа с рекламой данного карандаша. После перехода в 1928 году фабрики им. Красина в ведение Мосхимтеста, выпуск карандаша «Победа» продолжился в том же виде, только в надписи, как и у всех других карандашей, изменилось название треста. В начале 1930 года к Мосхимтресту присоединилась выкупленная государством бывшая фабрика Американской промышленной концессии Арманда Гаммера, получившая новое название - фабрика им. Сакко и Ванцетти. 

 

На фабрике Гаммера тоже производили несколько видов красно-синих карандашей, в частности копировальный карандаш Red-Blue № 750, который был прямым конкурентом «Победе». Какой была его судьба после переименования фабрики – сняли с производства или продолжили выпуск тоже под названием «Победа» - точной информации нет, но других копировальных карандашей с красно-синей оболочкой, выпущенных в эти годы, пока не встречалось.

Следует отметить, что в начале 1930 годов под названием «Победа» производилось и несколько других разновидностей карандашей, что сейчас создает некоторую путаницу при попытках их систематизации, однако такие карандаши встречаются редко и выпускались они, судя по всему, недолго.

После 1935 года, когда московские карандашные фабрики были переданы в ведение Треста школьно-письменных принадлежностей и ассортимент выпускаемых карандашей претерпел существенные изменения, след красно-синего карандаша «Победа» теряется вплоть до начала 1950 годов. Не исключено, что в этот период его перестали выпускать или же до нас пока не дошло ни одного сохранившегося экземпляра. Зато с 1951 года, когда произошел очередной пересмотр выпускаемого ассортимента, карандаш «Победа» опять стал массово производиться в прежнем виде фабрикой им. Красина, а в 1960 годах фабрика им. Сакко и Ванцетти выпустила своего конкурента под названием «Светлана». Оба эти карандаша изготавливались примерно до конца 1970 годов и, по всей видимости, были сняты с производства по окончании эпохи копировальных карандашей.

 

Николай Николаевич.

 

 

Эта статья имеет обновления, их можно увидеть в этой же статье, но размещённой на сайте "Отраслевого канцелярского музея" в разделе "Статьи": Краткая история красно-синего карандаша 

 Игорь Зайцев.


Оценка:
Нравится
Супер
Хи-хи
Нет слов!
Сочувствую
Возмутительно
Нравится
 
НравитсяВсего 5 человек
Оценило 5 человек 5
2020 просмотров 2020   М
Автор: Отраслевой канцелярский музей
Размещено: 9 февраля 2018 года
Раздел: ИнформацияСтатьи о канцтоварах
Теги: #Отраслевой канцелярский музей, #Карандаш


Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

 

Новости

Случайное КанцФото

«Скрепка Экспо. Весна 2019».
«Скрепка Экспо. Весна 2019».
Голосования
Какие из дат предпочтительнее для проведения "Бизнес сафари на Мальдивских островах"?

[ Результаты ]
Всего обсуждений: 1
Новинки компаний
Наверх