Ноя
23
2020 г

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

А каким Париж предстал перед тобой в первый раз? Если были какие-то ожидания от него, то совпали ли они с реальностью?

Первый раз я приехала в Париж почти три года назад. Никаких ожиданий у меня не было, я знала его по истории искусства, по книгам, и у меня никогда не было безумного желания его посетить. Просто так вышло. Я очень быстро приняла решение и приехала в этот город. Даже во время полета я ничего не ожидала, не думала, что сейчас прилечу и увижу что-то особенное, что меня поразит или, наоборот, разочарует. Нет, никаких ожиданий не было, как, в принципе, и в отношении ко всему остальному. Я, слава небесам, научилась жить без ожиданий, просто жить.

Не могу сказать, что нужно сразу приехать в центр, чтобы поразиться. В Париже нет как такового центра, он весь – центр, весь пропитан каким-то особенным воздухом, особенной атмосферой. Светило солнце (это был май), люди жили своей жизнью, а я наблюдала – это было восхитительно. Как только я сошла с трапа самолета – сразу поняла, что это будет мой город, просто это почувствовала. Я была очень рада, мне было приятно (бабочки в животе!), хотя я увидела лишь маленькую площадь, на которую вышла из метро. Париж был волшебным! Солнце светило, отражаясь в окнах, через тени платанов… это было так красиво и потрясающе!

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Мне было интересно, что же такого в этом городе? Почему на протяжении веков туда так тянуло творческих людей: писателей, поэтов, художников, музыкантов? Что в этом городе удерживало их, вдохновляло? Мне хотелось почувствовать это и понять. Я до сих пор не могу сказать, что именно, но в нем определенно что-то есть – в воздухе, в атмосфере, это пронизывает душу, трогает сердце. Есть ощущение крыльев за спиной, возможности создавать, ты будто находишься среди своих. Я много времени провожу сама с собой, и мне достаточно города, я с ним общаюсь, задаю ему вопросы – он мне отвечает. Я не могу объяснить это, но понимаю на уровне чувств: Париж окрыляет, он абсолютно живой. Если его коснуться – этого уже не забыть никогда! Но у многих может быть и по-другому.

Совпали ли ожидания с реальностью? Реальность – это то, что происходит в данный момент. Я прожила все встречи с Парижем, просто пропитываясь и наслаждаясь им. Реальность была выше всех ожиданий, которых, собственно, не было. Теперь я безумно счастлива, что у меня есть такое место. Я не держусь за него, а просто рада, что у меня есть город, в который я всегда могу вернуться, чтобы поговорить с ним, вдохновиться, подзарядиться еще раз. У меня есть желание продолжать путешествия, пожить где-то еще и накопить другой опыт, но меня сильно греет чувство, что у меня есть Париж, что я всегда могу в него вернуться. Это оказалось гораздо важнее, чем просто здесь находиться и жить.

Как учится французский?

Французский язык мне очень нравится, и чем больше я его изучаю, тем больше проникаюсь культурой, тем больше влюбляюсь в город. Поначалу французский звучал как просто красивая речь, я ничего не понимала, а сейчас становится все интереснее. Язык сложный, но от того еще более интересно учиться.

В начале обучения я очень серьезно к нему подошла, много от себя требовала, что тоже подъедало мое ресурсное состояние, меня не хватало на основную мою жизнь, на творчество. Первый месяц занятий (до карантина это было каждый день с 9 до 13 часов) я приходила домой, думая продолжить работу, но просто заваливалась на диван и не могла встать еще пару часов. Новый язык требовал большой работы мозга.

И сейчас я каждый день общаюсь на трех языках (русский, много английского и французский), но со временем я изменила свою тактику в обучении, стала делать все в удовольствие, в наслаждение, через интересные мне темы искусства, культуры. Я покупаю журналы об искусстве и читаю их на французском, мне это очень нравится.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Расскажи, чем, на твой взгляд, отличаются российские и французские творческие сообщества?

Я могу точно отметить отношение к творческим людям, оно другое. Когда в России я говорила, что я художник, даже довольно близкие мне люди не всегда понимали это, реагировали с недоумением, отвечали: «Да, это все классно, а работа у тебя есть?» В России к профессии художника отношение как к чему-то не очень серьезному, немногие относятся к этому с восторгом: «О! классно, ты творческая личность, как здорово!» Это происходило только среди своих, среди таких же художников. Во Франции, когда ты говоришь, что ты художник, видишь в реакции людей восторг и уважение. Недаром в одном Париже – 40% мировых коллекционеров искусства. Это столица культуры, здесь огромное количество галерей и музеев. Безусловно, в России тоже есть музеи и много других мест, куда можно пойти вдохновиться, научиться у мастеров, но, по моему мнению, в России есть какой-то стандарт, которого все стараются придерживаться, понятия «правильно» и «неправильно», ты должен иметь академическое образование... Слава Богу, в последнее время появилось много самоучек, которые самовыражаются, это очень здорово!

Во Франции внимание уделяется и классике, и стрит-арту, и современному искусству, большое внимание к скульптуре в том числе. Самое главное – ты чем-то занимаешься, получаешь опыт, живешь в искусстве. Есть уважение к этому от «здоровых», обычных людей, есть уважение от мастеров, профессионалов. Даже если новичок, у которого в живописи много недочетов, организует свои выставки, его будут поддерживать, а не оценивать и судить. Человек занимается своим любимым делом, он развивается.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Помню, как два года назад пришла на занятия во французскую школу, где были такие мэтры – кому-то 70, кому-то 80, кому-то 50 лет… Они спрашивали: «Чем ты занимаешься?» Я говорила: «Я цветочки рисую акварелью…» Один из них сказал мне: «Что за скромность и сомнение в голосе? Да, ты рисуешь цветы. Да, ты рисуешь акварелью. Да, ты художник. Чтобы я больше не слышал от тебя сомнений! Это превосходно – то, что ты делаешь! Для меня, много лет занимающегося фигуративной живописью, восторг – видеть, как ты пишешь свои цветы». Он подарил мне крылья и уверенность. Когда я находилась среди наставников, мне казалось, что все они – профессионалы, мастера, а я так… Я пришла заниматься фигуративом, в графике, работать углем или маслом, а они говорят: «Да, ты на высоте, ты молодец». Это поддержка очень много значит.

Как проходит твое обучение у французских наставников?

Во Франции есть разные школы, можно найти школу абсолютно на любой вкус. Есть русские преподаватели, но я ходила в определенную школу, которая следует течениям живописи еще 19 века. Мы больше работали со светом и тенью, с объемом, мне именно этого и хотелось. Изначально я пошла туда за общением, а потом поняла, что не ошиблась с выбором.

Я хотела учиться у лучших в своем окружении и буквально через пару месяцев начала заниматься в этой школе. Там были разные мастера, и американской, и флорентийской, и французской школ, мне это очень помогло. К сожалению, сейчас обучение приостановлено, но и на данный момент я много взяла у них. Даже работая с цветами, даже делая скетчи перед сном «из головы», я понимаю, что вовсю использую приемы и знания, которые почерпнула.

А вообще, я хотела бы учиться и у российских, и у французских наставников. Важно никогда не останавливаться. Возникает желание поработать с цветом, а за этим я точно пошла бы к кому-то из русских. Что касается объема – меня устраивают французские мастера.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Кстати, есть ли у тебя художественное образование? Предположу, что ты уважаешь академическую школу, но не считаешь ее обязательной для всех.

У меня есть два диплома – «Живопись, рисунок, композиция» с правом преподавания (от школ до училищ) и диплом по компьютерной графике и дизайну. Я жила на Ставрополье и училась в Ставрополе. Институт мне, конечно, что-то дал, но во время учебы я ходила в мастерские к художникам, работала с ними, и это мне дало гораздо больше.

Да, я уважаю академическую школу, но считаю, что обязательность ее зависит от конкретных задач, запросов человека. Для чего ему академическая школа? Он должен, во-первых, ответить себе на этот вопрос. Просто для того, чтобы получить диплом и сказать, что он теперь настоящий художник, а потом никак это не использовать? Очень важна практика, практика и еще раз практика. Возможно, чей-то путь – в свободное плаванье через академическое образование. Кто-то, наоборот, начинает заниматься творчеством, а потом понимает, что ему чего-то не хватает, и тогда идет получать академическое образование. Кто-то обходится без него. Все очень индивидуально.

Существует много стереотипов, каких-то внегласных правил, люди прислушиваются к этому – отсюда «комплексы самозванцев». Об этом сейчас много говорят и много пишут в социальных сетях… Нужно слушать только себя. Если тебе это надо, ты идешь и получаешь образование. Если ты чувствуешь, что у тебя достаточно сил, способностей, ресурсов, мастерства, или желания, или огня и страсти к творчеству, то идешь своим путем. Я просто иду так, как чувствую, это моя позиция.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Нельзя не заметить, что ты всегда в поиске вдохновения: любуешься садами и цветением, архитектурой, экспозициями музеев… А что бы ты назвала своим главным источником вдохновения? Существует ли его рецепт от Елены Мороз?

Вдохновение – везде. Оно может вспыхнуть от того, что кто-то произнес фразу. Вдохновение может разорвать тебя от света на здании, от неба – закатного, рассветного, грозового… Природа, люди, книги, произведения искусства… Но самый главный источник вдохновения – это, наверное, процесс. Даже если мне сложно и совсем не хочется рисовать, когда я сажусь за работу – вдохновение приходит.

Если доставать его из мысли, черпать изнутри, оно может истощить. Когда происходит лишь мысленное переживание процесса, этого недостаточно. Когда ты начинаешь делать, какой-то поток открывается, приходит еще больше идей, и процесс радует. Иногда я могу сесть и просто штриховать, рука начинает что-то выводить… Или даже просто заштриховывать две страницы в черный графит – и что-то происходит. Вдохновение может нахлынуть только с касанием кисти или карандаша к бумаге, через несколько минут или часов, но оно обязательно приходит, накрывает и тогда уже не отпускает.

То, что формирует идею, подсказывает, что делать – природа, люди, свет… Я про солнце. С солнышком у меня другое настроение, другое состояние, но, опять же, в дождливую погоду состояние иное, оно рождает другие результаты. Мне нравится наблюдать, что со мной происходит, когда нет света, когда солнце светит, когда люди что-то мне рассказывают, когда люди общаются между собой… Я наблюдатель, моя позиция – наблюдателя и слушателя, я пытаюсь вслушиваться и видеть, что происходит вокруг.

Можно и из дома никуда не выходить, вдохновение всегда рядом и ждет, когда ты начнешь действовать. Мой рецепт таков: нужно сесть и начать что-то делать. Можно перебирать свои карандаши, начать их точить, резать бумагу или натягивать холсты, грунтовать их, можно чистить пастель, палитру… Не просто смотреть, не только вдохновляться художниками, смотреть их картины и перелистывать книги, а копировать. Что-то понравилось – иди пробуй, делай! Вдохновение приходит в действии, 100%.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

В моем восприятии ты очень легкий человек, который всегда открыт новому опыту. Эти твои качества – приобретенные?

Я бы сказала по-другому: я свободный человек, поэтому мне легко делать выбор, мне всегда интересно. Легкий на подъем человек может собраться за 15 минут и куда-то уехать, согласиться на авантюру… Эта легкость дает мне возможность приобрести новый опыт. Я не размышляю долго перед тем, как что-то сделать, отсюда эффект неожиданности, радость.

Это не врожденное, я не была такой. Сейчас это мой образ жизни, раньше было, конечно, по-другому, в меру разных обстоятельств: того места, где я жила, того, чем я занималась, каких-то обязательств… Кроме йоги и медитации, мне помогает честность с самой собой: хочется чего-то на самом деле или нет? А так как мне постоянно хочется нового опыта, мне легко принимать решения.

Важно, что я не сожалею о сделанном, о неудачах, даже о неправильном выборе. В детстве я спрашивала у родителей (элементарно): «Вкусно ли это?» − Мне говорили: «Попробуй!» Это твой опыт, ты должен пробовать. Поэтому мне легко, я свободна в своем выборе. Рекомендую всем! :)

Как ты адаптируешься к переменам?

Перемены – это новый опыт. Для меня хуже всего гладкая, такая непонятная стабильность, которая погружает в ровное состояние. Мне нравится, когда есть интрига, поэтому я люблю путешествовать, познавать себя. Какой бы выбор я ни делала – я наблюдаю за собой: какие будут чувства, что будет со мной происходить. В творчестве нет границ, поэтому я не использую один материал. Сейчас хочу схватить кусочек мела, порисовать им сверху, внести какую-то ажурность, например, и я себя не ограничиваю.

Есть ли границы твоего принятия?

Границ нет, ни в чем! Наша Вселенная безгранична, так почему я себе буду устанавливать какие-то границы? Нет, все возможно, границ не существует.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Наверное, тебе десятки раз задавали этот вопрос, но: почему именно цветы?

Мне точно сотню раз задавали этот вопрос! Какое-то время я не могла на него ответить. Не могла ответить головой, мозгом. «Ну, не знаю, потому что мне нравится», − отвечала раньше. Потом стала отвечать, что я их просто чувствую.

Когда я рисую цветы, я улетаю, чувствую их душу, это трогает меня очень сильно. Я погружаюсь в абсолютно другой потрясающий мир, приближенный к совершенству, тонкой чистоте и нежности, которой, наверное, не хватает в нашем мире на сегодняшний день. Я испытываю такой восторг, счастье в процессе, даже не могу это передать. Не чувствую ничего вокруг, не слышу, не вижу, я вся там, в этом мире. Цветы – райские дети, я хочу прикоснуться к ним.

Не буду говорить, что рисую цветы, чтобы радовать людей. Художники – эгоисты, мы рисуем, потому что это нравится нам. Я – только за процесс. В цветах я чувствую что-то высокое, хочу в это погрузиться, проникнуться.

Когда я рисую, например, пейзаж или натюрморт, я рисую просто пейзаж или натюрморт. Выполняю задачу с цветом или объемом. Когда я рисую цветы, это совсем-совсем другое. Не на 100%, но почти так же сейчас происходит с образами, портретами, которыми я наполняю скетчбуки. Образы начинают оживать, потихоньку выползают на большие форматы. Там другие чувства и форматы, более «людские». Именно цветы – святость, высокий уровень, к которому я стремлюсь.

Ты владеешь самыми разными техниками, пишешь акварелью, маслом, используешь пастель и делаешь карандашные зарисовки. В зависимости от чего ты выбираешь материал для новой работы?

Если я рисую для себя, то не ставлю задачу рисовать только акварелью. В последнее время я много миксую, потому что… я не знаю – почему. Я нахожусь в процессе, в какой-то момент работы акварелью хочется добавить фактуры, но не чтобы показать более важную деталь, а чтобы почувствовать фактуру в процессе. Мне хочется услышать звук пастельного мелка, хочется пастозного мазочка, или линии, штриха…

Работая с разными материалами, я знаю, что каждый может дать, чем помочь. Я люблю миксовать, мне нравится эта наполненность, свобода должна быть во всем (для меня). Разные материалы – как разные чувства: радость, нежность… Раньше я могла передать нежность только акварелью, сейчас работаю над тем, чтобы нежность была и в масляной пастели, и в сухой пастели, и даже в угле. Безумное удовольствие – проявлять свои чувства через материал.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Как можешь охарактеризовать разные материалы? Что для тебя акварель? масло? графика?

Говоря простым языком, акварель – неоконченное движение, где зритель может додумать что-то. Я сама оставляю себе эту возможность – незавершенной мысли, чтобы она осталась в потоке. Это нежность, вода, шелест и трепет лепестков, жизнь…

Масло я люблю за пастозность, солидность и завершенность. Я прекрасно понимаю, что оно тоже может быть прозрачным, легким, нежным, но я люблю его за эластичность, отличную от акварельной, за основательность.

Графику я использую, когда у меня нестабильное состояние, и мне хочется, как я говорю, «выштриховать» все, что у меня есть внутри. Я не умею медленно и аккуратно штриховать. Как правило, у меня очень живые, «психозные», экспрессивные штрихи. Графика помогает мне прожить чувства. Это этап перед основной работой, ежедневные поиски. Быстро и удобно – набросать что-то, заштриховать, либо работать пятном.

Графику я использую, когда у меня нестабильное состояние, и мне хочется, как я говорю, «выштриховать» все, что у меня есть внутри. Я не умею медленно и аккуратно штриховать. Как правило, у меня очень живые, «психозные», экспрессивные штрихи. Графика помогает мне прожить чувства. Это этап перед основной работой, ежедневные поиски. Быстро и удобно – набросать что-то, заштриховать, либо работать пятном.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Ты ставишь перед собой творческие цели? Как относишься к планированию?

Сейчас, в ситуации, в которой находится весь мир, я не ставлю никаких целей. Что касается творческих целей – я просто хочу рисовать, еще больше рисовать, изучать материал и себя в этом материале. Хочу рисовать то, что у меня внутри, что хочет вылезти на холст и поверхность листа. Я пропустила много выставок и даже об этом не думала. Я просто хочу рисовать – много и всем, что у меня есть.

Планирование заставляет меня ожидать, а ожидание я не люблю. Даже в мероприятиях участвую стихийно, все происходит очень быстро. Планировать в наше время смешно, за нас планируют многое. Я не хочу потом разочаровываться и не живу по планам. В моих ежедневниках 30% записей и 70% рисунков, моих мыслей, переживаний, но это не планы. Я могу запланировать что-нибудь вечером, а с утра сделать все по-другому. Люблю все процессы, которые происходят на данный момент.

Чего удалось достичь за годы творчества, а чего еще нет, но очень хочется?

Честно сказать, пока ничего. С другой стороны – много, потому что я не ставила себе рамки. Мне кажется, я мало рисую и хочу рисовать больше, лучше (по моей собственной оценке!), это и есть, наверное, моя творческая цель. Да, я участвую в выставках, мне безумно приятно, что мои работы находятся в выставочных центрах (в Париже тоже), но не могу сказать: «Вот, я уже чего-то достигла!» Все мои рамки – внутренние. Мне все равно, что происходит вокруг, кто что рисует, кто чем рисует, кто что думает о моем творчестве.

Интервью с амбассадором Royal Talens (Нидерланды) Еленой Мороз

Что такое творческая свобода и независимость? Возможно ли ее достичь? Для тебя это важно?

Творческая свобода и независимость для меня – это честность с самим собой. Когда художник рисует то, что он чувствует, и это его душа, а не то, что кто-то где-то сказал. Или, например, все кинулись разбираться в современном искусстве, и я тоже должен туда идти. Нет, это будет вранье и разочарование.

Творческая свобода – это творчество без правил, рамок, суждений, свободный процесс, в котором можно абсолютно все. Только художник решает, что можно, а что нельзя. Для меня важно слушать только себя и действовать, действовать и еще раз действовать. И не судить себя. Правила есть, пока ты учишься. Как только ты перешел к творчеству – никаких правил нет.

Свободы возможно достичь – практикой, процессом. Ты должен настолько погружаться в процесс, чтобы не возникало мысли: «А можно ли мне сейчас…» Чтобы не думать о том, что кто скажет, как оценит и что подумает. По моему опыту, как только голова включается в творческий процесс, пройти может все нормально, но результатом будешь недоволен. Голова должна быть отключена, хотя в ней идет большая работа: какие цвета смешать? какую глубину использовать? и т.д. Художник – это про чувства, про душу, как только она начнет открываться – вам станет все равно, кто что скажет, вы не сможете остановиться.

Наконец, блиц-опрос. Самый-самый любимый цветок?

Все весенние цветы.

Любимый художник из классиков?

На сегодняшний день это Моне.

Любимый современный художник?

Крейг Ханна. Американский художник, живущий в Париже, которого я очень-очень уважаю за свободу и смелость.

Крейг Ханна

Цвет, который всегда присутствует в палитре?

Охра.

Почти всегда отсутствующий цвет?

Индиго, фиолетовые.

Что бы ты спросила у ван Гога? :)

Я бы ничего не спрашивала, но… я бы за ним понаблюдала. Я бы хотела провести один день с ван Гогом, увидеть, как он собирается и идет на пленэр, как он пишет, исчезает из реального мира. Наверное, этот день ответил бы на все-все мои вопросы.

 

Фото из аккаунтов Елены Мороз

@ihappygirl

@ihappyparis

 

Беседовала Рита Мурашова


Оценка:
Нравится
Супер
Хи-хи
Нет слов!
Сочувствую
Возмутительно
Нравится
 
НравитсяВсего 3 человекa
 3
247 просмотров 247   М
Автор: Royal Talens
Размещено: 23 ноября 2020 года
Раздел: ИнформацияСтатьи о канцтоварах
Теги: #Royal Talens, #амбассадор Royal Talens

Фотогалереи от Royal Talens



Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

 


Новости выставок и конференций
Материалы портала

Случайное КанцФото

КОНФЕРЕНЦИЯ HATBER 2020

Случайное КанцФото

ФАРМ показал будущее!
Новинки компаний
Наверх