Денис Кулаков (BRAND4RENT): «Бизнес всегда находит возможность продолжить работу»
Изменения, происходящие на лицензионном рынке, привели к сокращению его объемов, при этом отечественные правообладатели получили широкие возможности для успешного развития бизнеса, считает Денис Кулаков, генеральный директор компании brand4rent.
В связи с уходом иностранных правообладателей лицензионный рынок существенно сократился. Не всех иностранцев можно быстро заместить. Многие бренды уходили, хлопнув дверью и одномоментно закрыв для партнеров доступ к гидам по стилю и к согласованию продукта, – это поубавило доверия к иностранным правообладателям. Мы получили хороший пример того, как может вести себя западный бизнес, наплевав на действующие контракты и своих многолетних партнеров.
На февраль 2022 года у нас сложился очень сбалансированный портфель детских и взрослых лицензий с фокусом на отечественные бренды. Лишь незначительная часть наших зарубежных партнеров полностью прекратила работу с российскими лицензиатами. Поэтому наш бизнес чувствует себя хорошо, и 2023 год, вероятно, станет самым успешным за всю историю компании.
В тех областях, где была заметная конкуренция с иностранцами, российским брендам теперь стало легче дышать. Например, в сегменте лицензий для дошкольников. Но если говорить о рынке в целом, то есть сегменты, в которых отечественные лицензионные бренды вообще не представлены, и уход иностранных правообладателей оставил после себя определенный вакуум. Так, в сегменте супергеройских франшиз просто не существует российского предложения.
Там, где замена есть, лицензиаты активно переключаются на альтернативные предложения. А где нет – ищут другие варианты привлечь покупателей.
Давайте разделим вопрос на три части: дети, подростки и взрослые. Каждая из этих групп потребителей ведет себя по-разному.
В плане потребления контента дети легко переключаются между разными проектами. Любой родитель это хорошо знает: вкусы и предпочтения детей меняются очень быстро. Сейчас происходит активное вымывание контента мейджоров (Disney, Viacom, Hasbro, Mattel, Universal и т. д) из каталогов онлайн-кинотеатров и из телеэфира. Дети естественным образом будут потреблять больше другого контента – российского, китайского, корейского, от западных студий второго эшелона. Но сила международных детских лицензий не только в контенте: обычно успешный контент живет в полной гармонии с успешной линейкой игрушек. А таких игрушек появляется на рынке всё меньше, и они дорожают. При этом маркетинговой поддержки больше нет. В итоге мы получаем ситуацию медленного угасания некогда популярных франшиз.
С подростками и взрослыми сложнее: они найдут способ смотреть любимый контент, пусть даже на пиратских сайтах. Вкусы у этих групп меняются не так быстро, как у детей. Поэтому даже в условиях отсутствия прямой представленности зарубежных лицензий на российском рынке интерес к ним может сохраняться довольно долго.
Со временем теоретически смогут. Но есть ли для этого ресурсы – большой вопрос. Создание качественного контента с лицензионным потенциалом требует времени и больших вложений, которые не окупятся продажами только в России.
Бизнес всегда находит возможность продолжить работу. Если остановились официальные поставки какого-то важного для рынка иностранного бренда, то появится параллельный импорт.
Что касается контрафакта, то складывается любопытная ситуация: зарубежные бренды ушли, но многие из них по-прежнему активно борются с контрафактом. Сложно сказать, что это: не до конца закрытая дверь или рефлекторные движения по инерции. Наверное, нужно спросить об этом представителей брендов.
Всё зависит от того, какая цель преследуется введением цифровой маркировки. Если речь идет о защите потребителя от некачественного товара и о возможности увеличить ответственность производителей и продавцов такой продукции, то я целиком поддерживаю. Если предполагается защита отечественных правообладателей и добросовестных иностранных правообладателей, то я тоже за. Но если речь идет о защите от подделок ушедших с рынка брендов, то есть вопрос: зачем нужно защищать интересы брендов, которые ушли из России? Допустим, бренд объявил об уходе с нашего рынка, публично хлопнул дверью, и появилась его копия достойного качества, безопасная и доступная по цене – что в этом плохого? Об этом стоит подумать особенно в отношении брендов, выпускавших детскую продукцию. Бренды десятилетиями убеждали потребителя в своих ценностях и заботе о детях, а теперь что?
На некоторых рынках – да. В первую очередь это Азия, Ближний Восток и Южная Америка. Но в странах, поддерживающих санкции против России, всё, что связано с русскими проектами и брендами, считается токсичным: начиная от финансовых операций и заканчивая рекламой. Поэтому сейчас рынок для наших проектов значительно сузился.
Принципиально на рынке ничего не изменилось, правила и законы остались теми же. С уходом иностранцев освободились целые сегменты рынка, сократилась конкуренция. Для отечественных правообладателей сейчас время возможностей.
KIDSOBOZ 2023