Для чего подходит даммарный лак
Даммарный — самый популярный в живописи лак для защиты картин. Предназначен для покрытия работ, выполненных масляными и темперными красками. Даммарный лак создаёт защитный слой, устраняет пожухлости, выравнивает тон и блеск красок, что позволяет воспринимать картину в правильном цвете. Кроме того, он обладает хорошей адгезией к различным материалам и быстро высыхает. Допустим для покрытия акриловой живописи и декора.
Даммарный лак является межслойным (дышащим) материалом, не перекрывающим доступ кислорода к краске. Поэтому он может использоваться в качестве как покрывного, так и живописного лака.
Использование даммарного лака в качестве межслойного позволяет улучшить сцепку между высохшей краской и свеженанесённой. С его помощью можно избавиться от неприятного эффекта скольжения при нанесении на высохшее масло последующих слоёв. Наносить новый красочный слой можно уже после первичного схватывания материалов — спустя 20-30 минут после нанесения лака тонким слоем.
Стандартно для использования даммарного лака в качестве финишного покрытия рекомендуется выждать после завершения масляной живописи не менее полугода. Но многое зависит от того, как велась работа над картиной. Если она писалась тонкими слоями и с использованием сиккативов, то время просушки перед использованием финальной лакировки даммарным лаком может сократиться до нескольких недель.
Время полного высыхания лака варьируется от одних до нескольких суток и зависит от влажности в помещении.
Как сделать тройник и двойник
С помощью даммарного лака можно самостоятельно создать универсальные разбавители для масла: «двойник» и «тройник».
Двойник — это смесь даммарного лака и льняного масла. При добавлении двойника краска становится менее густой, но слегка вязкой консистенции.
Тройник — это смесь даммарного лака, льняного масла и растворителя (пинена, уайт-спирита или скипидара). Такой состав можно найти в уже готовом виде и не экспериментировать с процентным соотношением материалов. Тройник позволяет снизить густоту краски и делает её нанесение более мягким и приятным. Для новичков в масляной живописи это наиболее простой и удобный вариант разбавителя.
В обоих случаях даммарный лак отвечает за яркость тонов и прочность слоя, льняное масло — за консистенцию краски, а растворитель в тройнике — за скорость высыхания краски на полотне.
Однако важно учитывать, что из-за присутствия в составе растворителей, разбавители масляных красок обладают специфичным запахом. Поэтому использовать такие материалы необходимо в хорошо проветриваемых помещениях.
Особенности даммарного лака
- Не любит воду и может помутнеть в помещениях с повышенной влажностью.
- Обладает основой из природных смол, поэтому спустя много лет может начать отдавать слабым желтоватым оттенком.
- В течение некоторого времени после высыхания сохраняет липкость слоя, но после полного высыхания эффект подлипания пропадает.
- Имеет выраженный запах за счёт присутствия в составе растворителей.
Даммарный лак состоит из даммаровой смолы и растворителя (скипидара, пинена или уайт-спирита). При необходимости может разбавляться скипидаром и использоваться в качестве ретушного.
Даммарный лак НЕ подходит для:
- покрытия картин, написанных пастелью, акварелью, гуашью и другими красками, не водостойкими после высыхания;
- нанесения на печатные изображения на холстах;
- покрытия потали, а также полимерной глины и гипса.
Акрил-фисташковый лак
Светлый защитный лак, применяющийся для покрытия картин с целью защиты от различных внешних воздействий и запыления. Подходит для покрытия масляной и темперной живописи на холсте, дереве, картоне, коже и т.д. Может использоваться для защиты живописи и декора, выполненных акрилом.
Способен устранить пожухлости, выравнить тон и блеск красок. После высыхания лак создаёт обратимую плёнку, стойкую к воде.
Акрил-фисташковый лак имеет прозрачную основу и не желтеет даже спустя десятилетия. Однако, в сравнении с даммарным, может использоваться только в качестве покрывного. Не подходит для межслойного нанесения, создания разбавителей и может применяться только после полного высыхания масла. Эта особенность связана с тем, что основой состава является синтетическая смола, которая при нанесении перекрывает доступ воздуха к красочному слою.
Написанную маслом картину рекомендуется покрывать акрил-фисташковым лаком не ранее, чем через год после её завершения.
Акрил-фисташковый лак состоит из полибутилметакрилата (ПБМА), фисташковой смолы и растворителя (скипидара или пинена).
Акрил-фисташковый лак НЕ подходит для:
- нанесения на промежуточные слои;
- использования в «двойниках» и «тройниках»;
- покрытия картин, написанных пастелью, акварелью, гуашью и другими красками, не водостойкими после высыхания;
- нанесения на печатные изображения на холстах;
- покрытия потали, а также полимерной глины и гипса.
Разница между даммарным и акрил-фисташковым лаками
Состав
Даммарный лак состоит из природных смол, позволяет краскам «дышать», поэтому может использоваться в качестве как покрывного, так и межслойного.
Акрил-фисташковый лак содержит основу из синтетических смол, которые не допускают воздух к краске, поэтому применяется только в качестве покрывного.
Прозрачность
Даммаровая смола по своей природе имеет жёлтый цвет. Поэтому со временем картина, покрытая даммарным лаком, приобретает желтоватый оттенок. Однако произойти это может лишь спустя довольно длительный период времени.
Также на появление желтизны могут влиять такие внешние факторы, как воздействие ультрафиолетовых лучей, температуры и влажности.
Синтетические смолы не имеют посторонних оттенков, поэтому акрил-фисташковый лак обладает прозрачной основой и не желтеет со временем.
Особенности применения
Условно считается, что даммарный лак идеально подходит для картин в тёплой цветовой гамме, потому что если со временем он слегка пожелтеет, то это только поддержит их теплоту.
А для картин в холодных тонах и с преобладанием в работе белого цвета, считается, что лучше подойдёт акрил-фисташковый лак, так как он создаёт полностью прозрачное покрытие и не пожелтеет со временем.
Эластичность
Среди художников-маслянистов бытует мнение, что акрил-фисташковый лак ведёт себя более эластично в отличие от даммарного.
Картины иногда хранят или перевозят в свёрнутом состоянии, снятыми с подрамника. Эластичность лака, полученная из искусственных (синтетических) смол в составе, гарантирует, что он не потрескается при скатывании работы в рулон.
Хранение
Акрил-фисташковый лак за счёт присутствия синтетических компонентов в составе может использоваться в течение всего срока годности и не портиться. При правильном хранении иногда свойства даже просроченных акрил-фисташковых лаков остаются неизменными и после истечения гарантийного срока.
Даммарный лак более капризен. «Старый» лак может вести себя непредсказуемо: если он долго стоял открытым во влажных помещениях, то со временем он может помутнеть.
Поэтому очень важно соблюдать все условия хранения материалов в соответствии с инструкцией на упаковке.
Сходства лаков
- Предназначены для масляной и темперной живописи.
- Придают картине глянцевость и глубину, возвращают яркость тонов красок.
- Защищают от внешних воздействий и продлевают срок жизни работы.
- Создают на поверхности обратимую плёнку, устойчивую к воде.
- Обладают выраженным запахом и используются в хорошо проветриваемых помещениях.
- При необходимости реставрации удаляются органическими растворителями.
Способ применения
Лак наносится широкой кистью тонким слоем. Защитный лак не стоит наносить толстым слоем, лучше просушить первый слой и повторить лакировку на следующий день.
Написанную маслом картину рекомендуется покрывать даммарным лаком не ранее, чем через полгода после её завершения, акрил-фисташковым — не ранее, чем через год.
Меры предосторожности
Лаки огнеопасны! Проводить работы необходимо вдали от источников открытого огня.
Работать в проветриваемом помещении.
Хранить в местах недоступных для детей.
При попадании на кожу смыть скипидаром или пиненом, а затем водой с мылом.