За каждой картиной стоит огромный труд и душа художника, а за каждым карандашом, который использовался для написания шедевра, — невидимый фронт профессионалов, которые слышат и понимают тонкости таких инструментов. О запуске нового производства, бизнесе через призму русских сказок и «карандашных делах» в эксклюзивном интервью для издания KanzOboz.LIFE рассказал Александр Медовиков, директор карандашной фабрики «Альянс».
|
Вы запускаете новое карандашное производство. Можете подробнее рассказать об этом проекте? На каких мощностях? Где базируется фабрика? Кто из участников канцелярского рынка задействован в этом проекте?
|
Фабрика работает и уже полгода мы производим карандаши. Она находится в городе Кирове, на одной территории с фабрикой “Художественные материалы”, но на своей земле. Площади достаточные, с возможностью роста при необходимости. Но пока задача освоить то, что построено. В данное время выпускаем детские цветные и акварельные карандаши в разных ценовых нишах, карандаши со стержнями неон и металлик. Специальные для разных поверхностей и столярные. Графитовую группу карандашей от 2Т до 14М. Делаем декоративную обработку торца карандаша, т.е. дип, выполняем перенос рисунка с пленки на карандаш, так называемый hot printing, для любителей лицензий и декорированного корпуса карандаша, а также делаем перенос рисунка с любого вида фольги на карандаш и конечно с ластиком и без. Короткие и двухцветные карандаши, карандаши Джамбо. Профиль сечения корпуса карандаша различный – шестигранный, трехгранный и круглый. Особая группа - карандаши для профессиональных художников - здесь будет полный ассортимент. Но это отдельный разговор.
На сегодняшний день два здания – одно сама фабрика, другое цех по производству дощечки. По оборудованию, все что необходимо на сегодня с запасом, и свободные места для точечных приобретений нового, усовершенствованного или необходимого оборудования. Мы следим за тенденциями.
Учредители проекта, акционеры – фабрика кистей и мольбертов “АртАвангард”(ООО “Художественные материалы”), ПК химический завод “Луч”, Акционерное общество «Завод художественных красок «Невская палитра» и ваш покорный слуга. Одним словом, Альянс. Поскольку карандашами, если считать художественную школу, занимаюсь лет 60, меня и избрали директором фабрики.
| |
|
Какова емкость российского рынка карандашей в штуках? Какую часть, из этого объема, занимают деревянные карандаши, а какую пластиковые?
|
Здесь у всех разная информация, оптимистическая и пессимистическая. У меня второй вариант, миллионов 600 штук карандашей в год. Думаю, что сейчас пластиковые карандаши занимают +/- тот объем, который раньше занимали карандаши no name, которые в свою очередь переместились в эконом нишу. Если брать систему Ратфилда, то это процентов 15-20.
|
Какую долю рынка вы планируете занять в ближайшее время?
|
На рынок мы уже вышли, а доля рынка, это финальный результат, или предфинальный, но перед ними список очень многих задач, которые последовательно надо решать. Первая из них – качество. Решения этих задач и помогут двигаться вперед, определяя наше место на рынке и соответственно место в доле. Амбиции здоровые.
|
Есть какие-то «правила игры» на российском рынке карандашей?
|
Карандаши часть канцелярского рынка, а не изолированный продукт, всё взаимосвязано. Если правила есть на рынке, то они есть в карандашах, если их нет на рынке, то нет и в карандашах. Поэтому как говорил В.И. Ленин, сначала надо внутри самих себя провести НЭП. Наведение Элементарного Порядка. В системе детский карандаш/карандаш для профессиональных художников нам и предстоит нарисовать своего витрувианского человека. То есть системность Витрувия нужно грамотно наложить на стержни, и поэтому с самого начала работы мы четко разграничили пределы работы с детскими стержнями. От и До. С чего начинается работа в детских стержнях и когда и чем она заканчивается. Все. О детских стержнях забыли. Затем, когда и с чего начинается работа с профессиональными стержнями. И как эти пропорции укладываются в разновидности стержней. Пропорции Витрувия/Леонардо, это наши пропорции соотношений ингредиентов внутри стержня для разных видов работ. Поэтому наше внутреннее правило – система.
|
Для каких СТМ/брендов вы уже производите продукцию? С какими есть перспективы сотрудничества?
|
Без разрешения этих компаний, мне не хотелось бы называть их, но на коробках с обратной стороны стоит наш адрес и имя производителя, продукция уже есть в продаже. Это касается и тех, с кем идут переговоры.
|
В какие розничные магазины и сети вы планируете поставлять свою продукцию?
|
Для начала необходимо завершить разработку собственной ТМ, много вопросов, мы в самом начале. Но готовы поставлять даже в магазины своих конкурентов, пожалуйста тестируйте, будем рады.
|
Есть ли в планах создание совместных проектов с другими компаниями?
|
Да, это комплементарные группы. Карандашной фабрике без этого нельзя. Обсуждаем варианты.
|
Почему вы решили открыть производство деревянных карандашей, а не пластиковых? Деревянные перспективнее или есть другие причины?
|
Причины есть и не одна. Хотя один из учредителей уже производит пластиковые карандаши, а другой занимается производством продукции из дерева, отличная база как основа. Поэтому решили, что есть возможность заниматься дощечкой для карандаша что называется от “бревна”, а не только пилить ее из заготовок как раньше, а их в свою очередь покупать. В деревянных карандашах больше рынок, больше и интересней вариативность самой продукции. Опять же группа АРТ. У пластикового карандаша есть ограничения, пластиковый стержень не дает таких возможностей. Хотя пластиковым карандашам мы не говорим нет. Есть определенные карандаши, которые должны быть именно пластиковыми.
|
Как определить качественный продукт? Что важнее качество древесины или качество грифеля в изделии?
|
Видите ли, производство дощечки находится на таком уровне, я говорю в данном случае о полноценном производстве, когда обычному человеку трудно понять, что и где. И производители этим умело пользуются. Любое дерево, кроме липы (она и так мягкая и не требует дополнительной обработки, для излишнего удорожания) качественно парафинируется, когда надо красится. Пропаривают в парафине с краской и без нее, при определенной температуре, под определенным давлением. Поры распаренной дощечки заполняются парафином, и в последствии, когда вы очиняете карандаш, этот парафин создает скольжение точилки вокруг корпуса очиняемого карандаша. Ощущение абсолютной мягкости дерева, а на самом деле ощущение мягкости – создает скольжение точилки по парафину. Логичнее – иллюзия мягкости. Но чувствуешь мягкость. Когда привозят окрашенные карандаши и говорят из кедра, это такой же вариант, потому что весь смысл кедровой дощечки в красоте текстуры и обычно карандаши из кедра покрывают только лаком. По умолчанию это всегда так. Он виден сразу и поэтому стоит своих денег. Ну кто будет красить текстуру карельской березы? А потом что, скрести краску, чтобы показать, что это она? Крашеный “кедр”, это миртовое дерево, есть еще ряд заменителей кедра c примерной текстурой, поэтому чтобы скрыть текстуру их и красят, но говорят кедр. А запах от дерева могут сделать хоть клубничный, тоже при пропарке добавляется эссенция.
В стержнях же легче увидеть хорошее или плохое. Конечно, можно мягкость стержня создать преобладанием парафина над пигментом, но это приводит к мыльности карандашей, если каолина над пигментом, тогда это “гвозди”, но как правило кто куда, в какую ценовую нишу или целевую группу свои карандаши отправляет, тот понимает каким вариантом воспользоваться. И потом, когда тестируют карандаши – всегда тестируют стержень. Вероятно, он более важен. Но сразу после цены.
|
|
|
Насколько известно, грифель попрежнему импортируется в Россию из других стран. На ваш взгляд, изменится ли эта ситуация? Каковы перспективы производства грифеля в России?
|
Производство графитового стержня не рассматриваем по определению, уже нет таких мест и того персонала, кто отважится его производить. (фото) Стержень привозится из Китая, а там все больше и больше требуется увеличения его производства, поскольку карандашные фабрики строятся уже в тех странах, где кроме скальных пород или песка и пыли ничего нет. Поэтому вместе со стержнем туда приходит оборудование, дощечка, краски и далее по списку. В России остались только графитовые рудники в районе Забайкалья, откуда поставлялся графит в позапрошлом веке Фаберу, на Севере и южном Урале “голубого” графита, который шел на изготовления стержня “Конструктор”. Да, да именно стержня “Конструктор”. Патент “Конструктор” был выдан на стержень, а не на карандаш. Карандаш обязан этим именем стержню. В свое время, члены Политбюро любили всё конспектировать карандашом. И по их просьбе, а заодно и конструкторских бюро начались разработки графита, и соответственно карандаша, который бы не пачкал ладонь при письме, не растирался и не смазывался под линейкой при работе на кульманах в конструкторских бюро. Из южно-уральского графита был создан стержень, именно который и получил название и патент как “Конструктор”. Во все графитовые карандаши заклеивался этот стержень, но для чертежников и конструкторских бюро, сделали больший диапазон градаций от твердого к мягкому. Почему “голубой” графит? Хотя в природе он всегда абсолютно черный. Назвали так, потому что при рисовании этот графитовый стержень имел холодный оттенок черного цвета. В последствии, для экономии, для него был сделан неокрашенный лаковый деревянный корпус и название стержня плавно перетекло на карандаш. Стержень был действительно уникален, не мазался, не пылил. Мы это понимали, когда было длительное рисование многофигурных композиций в течение долгого семестра. Рисунок всегда выглядел незамыленным, свежим и белая бумага светилась из-под штриховки. Будучи директором Красина ознакомился с этим патентом на стержень “Конструктор”. В Китае нет голубого графита. Там другие подходы к графитовому стержню, для внешнего рынка, в зависимости от уровня заказчика в большинстве случаев графит без добавления сажи. Для внутреннего рынка сажа с добавлением графита. Стержни с добавлением сажи видны сразу – они пылят и имеют теплый (желтоватый) оттенок. В них сложнее произвести диапазон градаций и это заметно. Сейчас в России можно будет производить только цветной стержень, но экономии на масштабе не получится. А значит это определенное качество, целевая группа и цена. Если удастся получить “качество”, то думаю цена будет волновать.
|
|
|
Существуют различные виды карандашей, вы упомянули об этом, например, детские и художественные. Можете пояснить, в чем их принципиальные различия?
|
Спасибо, что вы в корректной форме сформулировали такой вопрос, именно принципиальные. Постараюсь так же ответить. Во всяком случае рассмотреть хотя бы один критерий. Самый первый.
Очень хорошо, и тем более приятно, что к нам обращаются менеджеры компаний, которые уже поняли, что точно существуют различия, даже точнее, четкий водораздел между детскими карандашами и карандашами для профессиональных художников, т.к. в большинстве случаев, они отдавали карандаши для тестирования не блогерам, а профессиональным художникам. Поэтому психологически они уже готовы к обсуждению этой темы, настроены, но просят объяснить все более детально и профессионально.
Карандаши АРТ. Понятно, что это серьезно, и это не различные, это вообще принципиально разные стержни как основа идеологии.
И если вы вступаете на эту дорогу, то конкуренты, не в обиду другим сказано, у вас будут не «лица общим выраженьем» так называемые общие китайские производители карандашей. Здесь как в русских народных сказках про три дороги. А на развилке камень с названиями дорог. Если вам нужна серьезная художественная группа, то с вашей стороны на камне написано, что ваша дорога и ваши конкуренты на ней называются — Faber, Derwent, Creta, Koh-i-Noor, Bruynzeel и тд и тд.
Но этого дела не надо бояться. Это дело надо любить и просто понимать кто, где, какие стержни и для чего производит.
На этом пути недостаточно сделать просто карандаш с дипом - декоративной обработкой торца карандаша, поставить на нем номер, звездочки и на коробке обозначить что они художественные. А внутрь корпуса карандаша заклеить детский стержень. Здесь ошибка начинается с самой такой идеи и заканчивается ужасом в глазах художников. Это со слов тех, кто пишет, звонит, приезжает и спрашивает о стержнях.
Почему? Детский стержень для мягкости запарафинирован. Эти стержни не смешиваются на бумаге, парафин входящий в состав стержней, не позволяет им смешиваться. Он укладывается слоями воска. Свечи не смешиваются. Оптическое смешение цветов происходит только в глазах у детей, им этого достаточно. Это как накладывать цветную прозрачную пленку друг на друга. Попробуйте. Больше двух-трех слоёв и получите общий черный цвет. Дети больше двух-трех раз не смешивают цвета. А для художника необходимо многократное смешение цветов именно на бумаге. Минимум до 4-6 раз, для корректировки тона и цвета. Хотя грамотному художнику в карандашах возможно столько и не надо, нарушается верхний слой структуры бумаги, забивается рисунок, он перестает дышать, но больше это зависит от задач и техники рисования. Это можно сравнить с основами фламандской школы живописи, по белому холсту/бумаге, тончайшими лессировочными слоями наносится рисунок. Еще раньше, в Джоконде лессировками вообще был достигнут умопомрачительный эффект - сфумато. Холст выдержит столько лессировок. Но как раз для этого нужен именно пигмент, а не парафин. Пигмент и только Пигмент. Солнечный луч как бы проходя через слои пигмента ударяется в белый холст/лист и отражаясь от него передает художнику, получаемый цвет от смешения цветов. Потому что пигмент входит в бумагу смешиваясь между собой. И художник корректирует цвет новыми лессировочными слоями, или техникой рисования, в системах разных школ штрихования до пуантилизма, насыщая рисунок. И уж совершенно невозможно работать запарафинированными стержнями по тонированному/загрунтованному листу бумаги. А это многие школы рисования. Если тонировка/грунтовка/имприматура выполняет роль объединяющих теней, с минимальными вторжениями в неё, то свет потребует детальной проработки цветом. Это далеко не один слой, и в этом вся красота. В разнице слоёв. Рисунок светом, до пастозности. Это теория живописи. От Боттичелли до Серова. Значит и цветного карандаша, он ведь для работы цветом. Вот что ждут профессионалы. Сегодня. Потому что за морем «Потом», находится остров «Никогда».
Слои же парафина не пропускают солнечный луч, он гасится, поэтому у детских карандашей образуется грязь при многократном наложении цветов. Мировые бренды уже давно, даже в детских карандашах, переходят с парафина на другие компоненты. Благо они появились.
|
|
В детских и профессиональных стержнях разные цифры - ломкости стержня под углом 45 градусов и разный след растирания в баллах. Профессиональные стержни изначально больше в диаметре, как раз из-за наличия увеличенного количества пигмента и предохранения этим от ломкости. Для светостойкости нужны совершенно другие ингредиенты, не китайской природы, особенно в систему красных цветов. Самое слабое место по светостойкости всех видов карандашей. На детских карандашах звездочки не ставятся, поэтому там этим пренебрегают, а с художниками так нельзя. Там это основа. Здесь весь смысл заключается именно в стержне и ни в чем больше. Если вы сделаете грамотный стержень под определенные задачи, то даже можете его не вклеивать, а продавать отдельно, художники будут его покупать, вставлять в цанговый карандаш и будут вам безмерно благодарны.
Если вы действительно хотите создать замену мировым маркам, и сделать карандаши ничуть не хуже, а стараться сделать лучше, а это вполне реально, то и стержни надо производить по меркам этих марок. Ведь производит же Завод художественных красок «Невская палитра» краски мирового уровня.
Поэтому, и это вы тоже прекрасно понимаете, при разговоре о художественных карандашах или о построении системы АРТ, ситуации - … доктор, вы знаете, я немножко беременна... — не бывает. Надо делать либо детские карандаши, либо профессиональные. Делать карандаши изначально правильно. Либо детские и профессиональные, но только с абсолютно разными стержнями.
Еще одна существенная проблема детских стержней по этой же причине – они блестят при наложении цветов. Парафин уплотняясь даёт блеск, как на ботинках. Это не тот блеск, когда картину покрывают лаком, чтобы поднять тени, а они в свою очередь дали картине глубину. Потрясающую глубину, когда тень прописана лессировками, прозрачно и видна структура холста. Это тот блеск, который как раз лишает картинку глубины, отражаясь от верхнего слоя парафина, не пуская вглубь.
Это мы рассмотрели разницу только в одном компоненте, не затрагивая сам стержень. Искусство, как и многое другое это наука. И чем выше художник, тем его искусство основывается на большем количестве законов.
Эта ситуация мне хорошо известна, на личном и очень печальном опыте. В иллюстрации к А.П. Чехову, в свое время, мне пришлось использовать краску и карандаш на рисунке титульного листа, которые местами дали блеск. Это не тот импрессионистический блеск сабли, что на картине Делакруа “Свобода на баррикадах”. Там он обоснован. А у меня он поломал форму. Другого материала у меня не было. В книге при печати все нивелировалось и получилось просто темным пятном, но на выставку эту работу отдавать было нельзя. Она показывала мою полную безграмотность, непонимание сути художественного материала. В следующей работе – иллюстрациях к В. Шекспиру, мой учитель, великий русский художник, Б.А. Дехтерев, понимая проблему, дал мне голландскую гуашь “Марабу” и другой карандаш. Вот тогда я и понял, что такое магия черного бархатного матового тона, и работа с настоящим художественным материалом. К производителям стержней я езжу со своими иллюстрациями – графическими и акварельными работами и подборкой карандашей мировых марок. Конкретно на них объясняю, что мне необходимо в стержнях в каждом конкретном случае – цветных, акварельных, сепии, сангине, соусе, пастели, угле. Не так давно, мне сделали стержень, а мы в последствии карандаш – уникальный черный бархатный матовый тон. Назвал “Марабу”. В Память. Это отдельная тема.
|
|
Зная свои проблемы в бытность профессиональным художником, сейчас хочется сделать карандаши для детей и профессиональных художников, чтобы они могли в полной мере удовлетворить свои потребности и реализовать талант. Г. Форд ведь продавал не автомобили, он продавал свободу, через возможность передвижений на автомобилях. Вот и наша задача, производить не просто карандаши, а производить возможность. Возможность реализовать себя и свой талант большому количеству одаренных людей. Этим мы продолжаем добрую традицию наших учредителей - производить продукцию для детей и профессиональных художников.
А инструмент для этого – наша карандашная фабрика Альянс, которая как у Ахматовой в “Хочу тебе покоя не давать” постоянно шепчет:
Хочу из всех твоих забот и дум
Украсть по крайней мере половину.
Хочу, чтоб вдруг тебе пришло на ум,
Что счастлив ты, и в этом я повинна.
Хочу, чтоб для любой моей мечты
Ты был единственной границей.
Хочу в той книге, что читаешь ты,
Быть первой и последнею страницей.
Спасибо.
|
Спациально для KANZOBOZ.LIFE 2024
|