– А как вы относитесь к этим пресловутым фишечкам и, скажем, креативным товарам? Допустим, среди тех же пишущих принадлежностей большой популярностью пользуются ручки в виде цветочков, животных и т. д. Тренд не новый, но к нам, судя по всему, пришел не так давно.
– Это глобальный тренд, и очень многие пытаются его использовать. Иногда удачно, но чаще – нет. Цветочки, единороги, кактусы, фламинго, ламы, далее со всеми остановками. Когда человек покупает такой товар, он пытается поймать некое ощущение события, маленького праздника. Ведь так? А потом он начинает этим пользоваться. И тут весь праздник часто заканчивается. Это очень важный момент. В целом, конечно, следование трендам, – это хорошо, но не в ущерб функциональности и безопасности. В том, что касается креативности, я целиком за. Новые формы, хороший дизайн окружающих вещей делают жизнь и бизнес более интересными и вариативными. Но во всем должна быть мера и здравый смысл.
– Ваш канцелярский ассортимент оптимизировался, ушли ли какие-то позиции?
– У нас идет постоянный процесс улучшения и актуализации всего ассортимента. Все должно соответствовать требованиям времени. Каждый год появляется много новых интересных позиций. Какие-то позиции, отыграв свое, уходят. На мой взгляд, бесконечное расширение ассортимента – не очень хорошее решение. Можно без остановки наугад вводить бесконечное количество позиций, вкладываться в логистику и списывать неликвиды, а можно постараться понять реальные потребности пользователей и максимально сконцентрироваться на их удовлетворении.
– Какую-то усиленную маркетинговую политику в отношении канцелярского сегмента проводите?
– Больших специальных акций мы пока не устраиваем. Мы сформировали ассортимент, подготовили основные линейки, но сделано пока не все. В ближайшее время займемся разработкой стоек, дисплеев, POS-ов. Лучшая маркетинговая политика – предлагать хороший продукт с адекватной ценой.
– Дмитрий, а как вообще сейчас работает рынок? Как производятся отгрузки и так далее?
– Естественно, в апреле и мае ситуация была сложная. Компании снизили активность, некоторые приостановили заказы и отгрузки. Все ждут ясности. Но все-таки работа движется и, на мой взгляд, у канцелярской продукции большие шансы пройти этот кризис без фатальных потерь, потому что канцелярка – это недорого и доступно. Это может позволить себе любой человек, даже совсем небогатый. В любом случае дети пойдут в школы и институты, не виртуальные, а настоящие. Как бы нам ни навязывали идею о дистанционном обучении. Поэтому спрос на канцтовары все равно будет. Другое дело – офисы. Тут спрос может сократиться, так как многие сотрудники компаний, вероятно, просидят на удаленке еще долго. И наибольший удар в этом сегменте придется на «железо» (дыроколы, степлеры), настольные наборы, архивные накопители...