275   30 октября 2018
«Планета»: «В ближайшие пять лет планируем быть в ТОП-10 лидеров канцелярского рынка»
Коллеги, в первую очередь поздравляю вас с юбилеем и благодарю за приглашение на столь грандиозный праздник. Для меня это возможность увидеть всё собственными глазами, а также ближе познакомиться с вашей компанией.
Сейчас мы работаем по всем указанным направлениям. Но если заглядывать в будущее, то планируем больше сфокусироваться на корпоративном сегменте. Останется мелкий опт, но доля его будет незначительна. Ну и, конечно, продолжим развивать розницу.
Давайте разберемся, по каким направлениям работает компания «Планета» — опт, корпоратив, розница?
Сколько магазинов насчитывает ваша розничная сеть?
Сеть состоит из 28 магазинов, 12 из которых расположены в Вологде. Остальные — в соседних городах (Шексна, Грязовец, Череповец, Сокол, Ярославль, Данилов, Тутаев). | |||
|
Сколько людей работает в компании?
Более 250 сотрудников, если считать вместе с магазинами. Кого вы считаете основными конкурентами?
Безусловно, основной конкурент — это крупные федеральные компании, которые проникают везде, открывают свои филиалы и розничные магазины.
Я видел в Вологде магазины под названием «Студент». Это ваши конкуренты?
Мы не мешаем друг другу, поскольку у этой компании развит в большей степени опт. У них хороший склад самообслуживания и грамотно введены в ассортимент новые товарные группы (хоз товары, семена и т.п.), тем самым перераспределяя сезон.
| |
Все ваши магазины работают под единым брендом «Канцелярим». Но ведь раньше было по-другому?
Действительно, два года назад наши магазины работали под разными названиями. Были магазины «Планета», и даже магазин «Эрих Краузе» в Череповце. Мы много экспериментировали и пришли к выводу, что громкое название для покупателей ничего не значит. Появилась цель. Разработать новое название, которое бы точно отражало нашу специализацию. После всех экспериментов появился уникальный в своем роде бренд «Канцелярим». Кстати сейчас бренд «Канцелярим» является официально зарегистрированным торговым знаком. | |
|
В вашем офисе я обратил внимание на таблицу, которая занимала целую стену. На ней отражена структура компании и видны цели каждого отдела. Глядя на это понимаешь, что компания динамично развивается и очень амбициозная. Кто занимается стратегией?
Стратегией занимаются «отцы основатели». Мы это делаем через стратегические сессии, в которых принимают участие руководители и ключевые сотрудники всех отделов. Наша главная задача состоит в том, чтобы все понимали куда, как и зачем мы идем, принимали непосредственное участие в разработке стратегии. Буквально весной проводили стратегическую сессию, в которой определяли, каким образом в ближайшие пять лет мы попадем в ТОП-10 лидеров канцелярского рынка.Скажите, а по каким критериям вы выбираете поставщиков? Сколько их сейчас у компании?
Безусловно, ключевым критерием для работы с поставщиком является понимание стратегии совместного развития. У нас была идея развиваться вместе только с одним из крупных федеральных игроков. Мы попробовали такой путь. Как и в любой схеме в этой есть свои плюсы и минусы.Каким вы видите дальнейшее развитие компании?
В настоящий момент рассматриваем три варианта развития. Первый я уже назвал. Можно работать с крупным федеральным игроком. Второй — это самостоятельное развитие с привлечением инвесторов. Тоже реализуемо. Мы достаточно серьезно обдумывали данный вариант. Третий — это объединение региональных компаний, которые готовы вместе сделать серьезные шаги на пути к успеху. Вы верите в возможность успешного объединения региональных компаний? Ведь уже существует несколько таких объединений и пока, насколько я понимаю, каких-то фантастических дивидендов участникам это не принесло.
Тут ситуация следующая. Вначале всегда идёт медленное развитие, а потом «бах» — и скачок. Сегодня уже никто не скрывает, что регионалы чувствуют себя хуже и хуже, особенно те, у кого доминировал оптовый канал. Думаю, именно сейчас многие готовы на серьёзные шаги для совместных усилий. По большому счёту, другого выбора, кроме объединения, у региональных компаний нет. Либо их сметают. Либо они объединяются в одну большую команду с единой целью, с разработанной стратегией, привлечением ресурсов и дальнейшего развития. Прямо сейчас пока рановато для такого объединения, но всё к этому идет.С каким ассортиментом вы сегодня работаете?
Активных позиций 7 000 (все они есть в каталоге), а вообще можем и 20 000 возить. В ассортименте компании присутствуют не только канцтовары, но и мебель, техника, школьная форма, хозтовары и так далее. Недавно ввели товары для строительства. Мы готовы поставлять все, в чем заинтересованы наши клиенты.Ваши магазины находятся в собственности или арендуете?
Помещения под магазины мы исключительно арендуем. С нашей точки зрения невыгодно вкладывать деньги в недвижимость. Кроме того, аренда — это дополнительная степень свободы, мобильности.Расскажи подробнее про «Офисариум», что это за проект? Я думал, что это просто название канала на Youtube.
Действительно, вначале это был просто видеоканал. Но когда мы стали создавать гипермаркет, оказалось, что нужно срочно придумать название. Была рабочая версия — гипермаркет "ОФИСЕТ", но не утвердили, не понравилось. Еще рассматривали — «Канцелярим», но этот вариант ограничил бы нас в ассортименте. А вот с «Офисариум» — сразу всё сложилось, название звучное и ёмкое. Ну а видеоканал будет больше фокусироваться на ценностях компании.
Итак, гипермаркет «Офисариум», к чему стремились?
Если совсем коротко, то это большой магазин формата «Кэш энд Керри» (напомним, что «Кэш энд Керри» — это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом). Конечно, мы привлекали специалистов в области строительства гипермаркетов и следовали их советам. | |||
|
Кто-то из поставщиков вам помогал?
Нет. Это наша собственная вологодская разработка.
Сейчас мы привлекаем поставщиков в качестве партнёров, для работы над ассортиментом. Если есть желание продавать — вот, пожалуйста, полки, давайте разговаривать, сколько SKU и в каких количествах вы можете поставить. На этапе открытия, мы, конечно, ожидаем более лояльного отношения к себе со стороны поставщиков.
Мы поездили по стране, посмотрели «Офисмаги», другие существующие форматы и аналоги, и решили… пойти своим путём — сделать магазин в сочетании оптовых и корпоративных продаж. Будет открыт полноценный корпоративный отдел, вестись активные продажи, всё по чётким технологиям. Лучшие консультанты в области продаж разработали систему, при которой, если всё правильно работает, будет результат.
Наше уникальное и конкурентное преимущество состоит в том, что в данный момент в Ярославле нет подобных магазинов. Также в наличии — идеальное расположение и хорошая логистическая доступность. Все козыри — на руках. К сожалению, для «чистой» розницы, такие форматы не нужны — им не выжить. | |||
|
А вы не боитесь сотрудничества с «Рельеф-Центром»?
Ну любое дело может печально завершиться. Мы с «Рельефом» давно в бизнес отношениях и наше партнерство пока всем сторонам приносило только плюсы. Они себя позиционируют как дистрибутор, ярко выраженный оптовик, без выхода в корпоративный сегмент. Мы позиционируем себя как корпоративный игрок. Фактически мы дополняем друг друга. Они видят в нас канал сбыта. Это взаимовыгодное сотрудничество. Чтобы конкурировать в опте, нужно очень много ресурсов, поэтому в какой-то момент мы сфокусировались на корпоративе. Выработали компетенции и их оттачиваем. Также у нас есть комплексное предложение для некоторых интересных сегментов, в частности для школ.Как у вас обстоят дела с интернет-магазином?
Интернет-магазин наше самое слабое место. Он есть, но примитивный. В следующем году мы серьезно сфокусируемся на создании современного интернет-магазина. Уже есть план, как и что делать.В вашем офисе я увидел, что работа по каталогу ведется очень активно.
Да, так и есть. Много версий было издано. Сегодня каталог по-прежнему является одним из важных инструментов корпоративных продаж. Ежегодное изготовление каталога — это тяжелая кропотливая работа, но она того стоит. Впрочем, вынужден признать, что доля интернет-заказов сейчас стремительно увеличивается. Это даже видно на примере нашего не самого современного интернет-магазина.Вижу, у вас молодой коллектив и преимущественно женский.
Да, женщин пока больше. Но наметилась позитивная тенденция, в компанию стали приходить амбициозные ребята. Компанию уже знают. Молодых, в том числе, удается привлекать через собственный блог на youtube-канале. Популярный ведущий, захватывающие видеоролики, интервью, рассказы о жизни в компании делают свое дело. Молодежь смотрит и приходит к нам с удовольствием. | |||
|
Существует преемственность поколений?
Безусловно, нам бы этого хотелось. Но все дети такие разные — вероятность того, что им всем понравится бизнес, которым мы занимаемся, невелика. Но будем надеется, что всё же кто-то придет в семейный бизнес. Что входит в ближайшие планы?
Самое глобальное и ближайшее — открыть гипермаркет «Офисариум» в Ярославле.
Запустить, продвинуть, «словить всех блох», которые проявятся, всё подправить и дальше идти на север. Также из главного — переделать интернет-магазин, внедрить в компании «Категорийный менеджмент 3.0». Ну и в следующем году будем увеличивать склад. Планируем расти на 30% ежегодно.
Спасибо за беседу. Желаю удачи во всех делах и начинаниях!
Спасибо и удачи всем посетителям портала KanzOboz.ruБеседовал Олег Сафронов,
канцелярский интернет-портал kanzoboz.ru
Действующие лица