Обычно все статьи для Отраслевого музея я пишу сам либо перепечатываю интересные текты-исследования с указанием авторства. Но сегодня наступил поворотный момент - нам прислали тематическую статью, написанную специально для музея. Пока откликнулся коллекционер карандашей, правда, это Коллекционер с большой буквы. Он человек не публичный, как и многие из его коллег, поэтому его реальное имя я заменю на «Николай Николаевич». И солидно и не броско.)) Надеюсь, что и коллеги-канцелярщики рано или поздно последуют его примеру и начнут, наконец, мне помогать! Тем более, что карандаши собирают многие из нас, это уж мне известно достоверно. Хотя по истории карандашей, коллеги-коллекционеры скорее здесь почерпнут боьше информации, нежели чем добавят... Кстати, в Отраслевом музее можно создать рубрику «Коллекции канцелярщиков» и если интересно напишите и пришлёте качественные фотографии, то обязательо опубликую. Если о помощи, то она, в первую очередь, требуется по остальному ассортименту. Предметов и информации уже очень много, а я один не успеваю всё описывать и систематизировать. Все карандаши, фото которых размещены ниже, явлются экспонатами Отралевого музея и размещены в разделе каталога «Карандаши». Текст, публикуемый далее, предоставлен Николаем Николаевичем. Иорь Зайцев
|
|
Карандаши со стержнем, состоящим из двух половинок разного цвета, производились большинством карандашных фабрик. Многие карандашные бренды и сейчас имеют подобные карандаши в своем ассортименте. Преимущество работы таким карандашом очевидны - им можно делать записи или пометы двумя цветами, не выпуская карандаш из рук, чтобы поменять цвет. Сочетание цветов в таких карандашах может быть разным. Например, в ранних советских наборах «Тактика» был желто-зеленый карандаш, а среди современных карандашей встречаются цветные наборы по 18 и более штук, в которых каждый карандаш двухцветный. Таким образом, общее количество цветов в наборе удваивается, делая его компактным и удобным, особенно если карандашами пользуются где-нибудь в дороге. Но классическим вариантом все же был и остается красно-синий карандаш. Почему именно красно-синий? Сложно дать однозначный ответ. Красный цвет применялся в делопроизводстве исторически. Еще в начале 19-го века практически любые закупки на канцелярские нужды различных государственных учреждений и ведомств обязательно содержали такие позиции как красные чернила и красный карандаш. Красным цветом на бумаге было принято отмечать что-то важное или срочное. Что-то, что надо было броско выделить среди других записей. Синий же цвет, наоборот, символизировал «обычность» сделанной им записи. В конце концов, двумя сильно различающимися по восприятию, в чем-то противоположными друг-другу цветами (не зря же именно их применяли при окраске разных полюсов магнита) было просто удобно делать пометки по принципу «да - нет», «важно – неважно» и т.п. Поскольку раньше карандаши имели несравнимо более широкое применение, чем сегодня, использование такого варианта «два в одном» было удобным и востребованным.
|
В продукции большинства производителей имелось несколько вариантов карандашей с красно-синими стержнями, отличающихся свойствами или размерами (копировальные, канцелярские, промышленные). Они могли быть как круглого, так и шестигранного сечения, при этом по неписанному правилу круглые карандаши были копировальными, а шестигранные – нет. Далеко не все виды карандашей с двухцветным стержнем внутри имели также и двухцветную древесную оболочку. Многие окрашивались целиком в один цвет, который мог не совпадать ни с одним из цветов стержней. Например, часто применялась окраска под палисандровое дерево (коричневый). Вероятно, это делалось по причине того, что окрашивание карандаша в два цвета требовало дополнительных производственных операций и увеличивало расход материалов покрытия. Для того, чтобы сделать карандаш, одна половина которого окрашена в красный цвет, а другая – в синий, его приходилось сперва полностью окрашивать в красный цвет (как менее темный), покрывать лаком, а затем одну из половинок дополнительно перекрашивать в синий, окуная ее в специальную ванну. По крайней мере, такая технология применялась на советских карандашных фабриках, но едва ли она принципиально отличалась от технологий других производителей. Это приводило к удорожанию себестоимости изделия, поэтому до середины 20-го века двухцветную окраску старались делать по большей части на элитных сортах карандашей. Зато общим для всех двухцветных карандашей было то, что оттиск с названиями фабрики и карандаша проставлялся у них всегда ровно посередине длины, оставляя с обоих торцов одинаковое место для очинки.
|
Итак, перед нами четыре вида красно-синих карандашей разных производителей, являющися экспонатами Отраслевого канцелярского музея: EAGLE № 806 (Англия), A.W. FABER № 8513 «KOSMOS» (Германия), A. HAMMER № 750 «RED-BLUE» (СССР) и JOHANN FABER № 755 «ROT-BLAU» (Германия).
|
|
При этом последний представлен с двумя вариантами оттисков (фото вверху), что говорит о том, что эти образцы карандашей от Иогана Фабера, как именовали его в русскоязычной литературе, выпущены либо в разные годы, либо на разных фабриках (скорее первое), а слово «Zeder» дополнительно информирует нас, что данный карандаш сделан из кедра. Впрочем, остальные, скорее всего, тоже.
|
|
|
|
На американском (правда, британского происхождения) EAGLE и «отечественном» A. HAMMER все надписи выполнены на английском языке, а на обоих FABER (IOHANN FABER - несколько выше, а A.W. FABER - ниже) - на немецком. Все эти карандаши относятся к категории цветных копировальных. Об этом на 100% свидетельствуют надписи «TINTENSTIFT», «COPYNG» и «KOPIER» на трех из них, а по круглой форме сечения карандаша EAGLE с большой долей уверенности можно судить, что он тоже копировальный. Указать точный период производства можно только для выпущенных в СССР карандашей Американской промышленной концессии А.Гаммера – между 1926 и 1929 годами включительно. Остальные были импортированы, причем это могло произойти как до событий 1917 года, так и после них, поскольку закупки карандашей иностранного производства были прекращены только во второй половине 1920 годов.
|
|
|
На фото можно заметить признаки того, что карандаши были сначала окрашены в красный цвет, а затем докрашены в синий. На верхнем карандаше Иогана Фабера имеется скол покрытия на синем торце, при этом на месте сколотой синей краски видна красная. А на карандаше Гаммера синяя часть короче красной, что говорит о том, что окрашенный в красный цвет карандаш опустили в синюю ванну на глубину примерно на сантиметр не достигающую его середины. И этот недокрашенный сантиметр остался также красного цвета.
|
Карандаш «Победа» - это красно-синий копировальный карандаш, имеющий двухцветную окраску древесной оболочки в соответствии с цветом стержней. Его выпуск начался во второй половине 1920 годов на фабрике им. Красина, которая в то время находилась в ведении треста Мосполиграф. Об этом можно судить по плакату Мосполиграфа с рекламой данного карандаша. После перехода в 1928 году фабрики им. Красина в ведение Мосхимтеста, выпуск карандаша «Победа» продолжился в том же виде, только в надписи, как и у всех других карандашей, изменилось название треста. В начале 1930 года к Мосхимтресту присоединилась выкупленная государством бывшая фабрика Американской промышленной концессии Арманда Гаммера, получившая новое название - фабрика им. Сакко и Ванцетти.
|
|
|
На фабрике Гаммера тоже производили несколько видов красно-синих карандашей, в частности копировальный карандаш Red-Blue № 750, который был прямым конкурентом «Победе». Какой была его судьба после переименования фабрики – сняли с производства или продолжили выпуск тоже под названием «Победа» - точной информации нет, но других копировальных карандашей с красно-синей оболочкой, выпущенных в эти годы, пока не встречалось.
|
|
Следует отметить, что в начале 1930 годов под названием «Победа» производилось и несколько других разновидностей карандашей, что сейчас создает некоторую путаницу при попытках их систематизации, однако такие карандаши встречаются редко и выпускались они, судя по всему, недолго. После 1935 года, когда московские карандашные фабрики были переданы в ведение Треста школьно-письменных принадлежностей и ассортимент выпускаемых карандашей претерпел существенные изменения, след красно-синего карандаша «Победа» теряется вплоть до начала 1950 годов. Не исключено, что в этот период его перестали выпускать или же до нас пока не дошло ни одного сохранившегося экземпляра. Зато с 1951 года, когда произошел очередной пересмотр выпускаемого ассортимента, карандаш «Победа» опять стал массово производиться в прежнем виде фабрикой им. Красина, а в 1960 годах фабрика им. Сакко и Ванцетти выпустила своего конкурента под названием «Светлана». Оба эти карандаша изготавливались примерно до конца 1970 годов и, по всей видимости, были сняты с производства по окончании эпохи копировальных карандашей.
|
|
Эта статья имеет обновления, их можно увидеть в этой же статье, но размещённой на сайте "Отраслевого канцелярского музея" в разделе "Статьи": Краткая история красно-синего карандаша Игорь Зайцев.
|
|