В последнее время врачи, педагоги бьют тревогу – современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту.
В целях комфорта и экономии времени мы заменяем шнуровку и застегивание пуговиц на липучки и кнопки, дети дома играют в гаджеты, вместо того чтобы рисовать, вырезать, лепить. А ведь уровень развития личности напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Это взаимосвязь заметили еще во втором веке до н.э. в Древнем Китае.
Современные физиологи с этим абсолютно согласны. Центры головного мозга, отвечающие за речь и за движения пальцев рук, расположены рядом.
Стимулируя мелкую моторику, мы заставляем работать соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас.
Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, а уже затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.
В последнее время все больше педагогов предлагают различные методики работы с крепированной бумагой с целью развития мелкой моторики, речи, мышления, вкуса. Творческий процесс способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребенка усидчивости, целеустремленности, выражать свои чувства и справляться с ними.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще.
Крепированная бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной бумаги разной степени эластичности получаются яркими, интересными, выразительными.
Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей даже детей дошкольного возраста.
Разработаны различные методики работы с крепированной бумагой. Самые популярные среди них:
1). Бумагопластика (позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства).
2). Торцевание на бумаге (позволяет создать объёмную махровую картинку):
- контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);
- плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением в школе и дома, помогают закреплять знания по различным темам. Но главное -являются неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.