Среди великого множества поверхностей для изобразительного искусства стабильным высоким спросом всегда пользовались холсты. Профессиональные художники относятся к выбору холстов с той же ревностью, как и к выбору красок. Некоторые художники «старой» школы предпочитают приобретать холсты в рулонах и самостоятельно натягивать их на подрамник. |
В качестве преимуществ использования ткани в качестве основы для живописи считаются: легкий вес картин, готовые работы можно снимать с подрамника, скатывать в рулоны для упрощения транспортировки и хранения. Это удобно, например, при организации передвижных выставок. Недостаток холста – слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.
На сегодняшний день на рынке широко представлены холсты на подрамнике, холсты на картоне и, в специализированных магазинах, холсты в рулонах. Большинство производителей поставляет уже готовые к работе холсты, с нанесенным в заводских условиях грунтом.
Следует отметить, что современные заводы (в отличие от ручного труда) обеспечивают равномерное нанесение грунта на холст, без вкраплений или утолщений. Грунт наносится в несколько тонких слоев, а значит обеспечивает лучшую адгезию между холстом и краской.
Качество холстов зависит от структуры ткани, выделки – эти параметры редко указываются производителями и оценить их можно только визуально. Вес и плотность обычно указаны на этикетке.
В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Самыми распространенными материалами для художественных
|
Материал |
Краткая характеристика |
Лен |
Используются волокна стебля льна. Холсты из льна отличаются серым или желтоватым оттенком. Они прочные и стойкие к внешним воздействиям, долго сохраняют первоначальную форму и фактуру, что важно для долговечности рисунка. В зависимости от типа используемых волокон различаются льняные холсты их длинных, средних и коротких элементов; первые наиболее качественные, поскольку имеют равномерную фактуру – без узлов и неровностей. |
Хлопок |
Создаются из хлопковых семенников, имеют благородный бело-кремовый оттенок, но прочность их все же ниже льняных. Такая материя быстро впитывает влагу, портится под ее воздействием, склонна к образованию плесени. При долгом нахождении в подрамнике теряет форму и склонна к провисанию. Из-за вышеозначенных недостатков редко применяется в живописи. |
Синтетика |
Изготовлены из полиэстеровых волокон, отличаются прочностью, устойчивостью к внешним воздействиям, микроорганизмам и деформации. Однако из-за того, что подобные технологии появились относительно недавно, пока рано говорить о сохранности картин на протяжении долгого времени. |
Комбинированый (смесевой) |
Холст, изготовленный из нескольких материалов. Самыми распространенными являются смеси льна и хлопка, в последнее на рынке получают распространение смеси льна и хлопка с синтетическими волокнами. |
|
Кроме того, в специализированных художественных салонах можно найти пеньковые, джутовые и суровые холсты: |
Материал |
Краткая характеристика |
Суровые холсты |
Создаются из коротких технических волокон – этот тип материи непрочный, легко рвется и деформируется. Нити образуют неровную структуру, которую нужно исправлять перед созданием картины при помощи зачистки, что нарушает целостность ткани и ее прочность. В результате краска может проходить сквозь утончение и просачиваться на другую сторону изделия. Такой тип холста плохо подходит для живописи, но из-за дешевизны использовался как раньше, так и сейчас. |
Пеньковые холсты |
Изготовлены из стеблей конопли, отличаются зеленым, серым, коричневатым или желтоватым оттенком, по прочности приравниваются к льняным, но из-за цвета ткани используются лишь для технических нужд. |
Джутовые холсты |
Создаются из джута, отличаются желтым цветом с блеском, легко поддаются деформации, поэтому малопригодны для живописи. |
|
Виды плетения, применяемые в художественных холстах |
| Мелкозернистый льняной холст. Однонитка |
| | Мелкозернистый хлопковый холст. Однонитка |
| | Мелкозернистый комбинированный холст (лен 50%/хлопок 50%). Однонитка |
|
|
|
|
| Суровое мелкозернистое льняное полотно. Однонитка |
| | Мелкозернистое театральное льняное полотно. Однонитка |
|
|
Дополнительным параметром для грунтованного холста является зернистость грунта. Различают мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. Как правило зернистость выбирается в зависимости от художественного замысла художника. |
|
| Холст грунтованный лен 100% Мелкое зерно |
| | Холст грунтованный лен 100% Среднее зерно |
| | Холст грунтованный лен 100% Крупное зерно |
|
|
Холсты для живописи должны быть плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины, без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей). Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. При производстве холстов для художественных работ для отбеливания широко используются растворы кислот и щелочей, окислители и восстановители, которые отрицательно действуют на прочность холста. Отбеливание необходимо для удаления примесей и нежелательной окраски, придания белого цвета и подготовки к грунтованию и проклейке.
|
|
Широкий ассортимент холстов, альбомов для художественных работ и альбомов для рисования. Тут вы сможете найти самые популярные виды холстов: холсты на подрамнике, холсты на картоне и холсты с контурами.
|
|
Надеюсь, что данный материал будет полезен вам в работе. Свои вопросы вы можете задавать на форуме.
|