АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8K64QM
Рекомендуем
Случайное КанцФото
17 октября 2005

Обзор рынка офисной мебели отечественного производства

Отечественные производители офисной мебели продолжают наступление по всем фронтам. Если несколько лет назад им без боя сдался сегмент недорогой «оперативки», то сегодня настала очередь кабинетов.
 
Наши наступают

Предметом гордости наших мебельщиков долгое время оставался сегмент недорогой оперативной мебели по цене до $700 за рабочее место. Без преувеличения можно говорить о том, что сегодня на продукцию наших производителей приходится до 90% от общего объема продаваемой «оперативки».

В кабинетном секторе позиции «наших» традиционно были не столь сильны. Амбициозные начальники упорно не желали обставлять свои кабинеты отечественной мебелью. Однако не только престиж, как это может показаться на первый взгляд, был определяющим фактором при выборе кабинетной обстановки. Потребителям не нравился продукт, который на тот момент могли предложить отечественные фабрики. Дело в том, что современный рынок офисной мебели в России молод — он начал формироваться лишь в начале 90-х годов. И по вполне объективным причинам отечественная продукция отставала от европейской лет на 10-15 по многим параметрам (и,прежде всего по качеству и дизайну). Требовалось время и немалые инвестиции в производство, маркетинг и рекламу, чтобы предложить конкурентноспособный продукт.

Ситуация начала меняться лет пять назад. К 2000 году «кабинетные» коллекции собственного производства таких компаний, как «Феликс», «Юнитекс», «Кабио» и «Док-17» стали заметным явлением на рынке. И за период с 2000 по 2004 год отечественные производители офисной мебели значительно потеснили зарубежных, в первую очередь в нижнем ценовом сегменте (до $3 тыс. за кабинет). Сейчас в денежном выражении соотношение продаж недорогих кабинетов отечественного и зарубежного производства примерно одинаковое.

Эксперты рынка фиксируют также изменения в сегменте бизнес-класса (кабинеты по цене до $8-10 тыс.). Здесь примечательно то, что за те же деньги некоторые российские фабрики предлагают мебель конструктивно более современную, выполненную из более дорогих материалов, чем зарубежные аналоги. Не случайно отечественные кабинеты по цене $5-8 тыс. наши производители позиционируют как элитную мебель. Именно поэтому потребитель, рационально относящийся к инвестициям в собственный бизнес, все чаще останавливает свой выбор на продукции наших мебельщиков. Причем тенденцией последних двух лет стало заметное повышение спроса на еще более дорогие отечественные кабинеты.

Таким образом, расстановка сил на кабинетном фронте существенно изменилась — наши уверенно пошли в наступление. Среди причин такого прорыва Вадим Кузнецов, коммерческий директор компании «Феликс», называет следующие: «Сегодня ведущие российские производители мебели освоили технологии, считающиеся передовыми во всем мире — «постформинг», фасонное фрезерование, сатинирование и т. д. При этом процент брака, например, на нашем производстве не превышает 0,3%, в то время как на фабриках Италии этот показатель в 1—2% считается нормой».

Кроме того, качество отечественной продукции обеспечено использованием современных материалов. Комплектующие для «кабинетных» коллекций почти на 100% — импортные. Это и МДФ и шпонированное или ламинированное ДСП, и закаленное стекло и металл.

Элита пока не по зубам

Что касается топ-сегмента офисного рынка (кабинеты от $8 тыс. и до бесконечности), то он до сих пор остается целиком за иностранцами — итальянцами, немцами, испанцами. На борьбу здесь российские мебельщики пока не претендуют. Для потребителей эксклюзива такие понятия, как бренд, статус, традиция имеют гораздо большее значение, чем цена, разумные качественные характеристики и набор сопутствующих услуг. Видимо время заниматься высоким мебельным искусством (а некоторые президент-комплекты с кожаными столешницами, ручной резьбой и отделкой из кости действительно выглядят как музейные экспонаты) пока не пришло.

Мебельщики утешают себя мыслью, что не всякий руководитель готов выложить десятки или даже сотни тысяч долларов за такое великолепие. Поэтому «наши» намерены брать количеством. Тем более, что спрос на кабинетную мебель растет. Среди факторов роста — активное включение регионов в сферу бизнес-процессов. В мебельных компаниях растет доля региональных клиентов, расширяются дистрибуторские связи, развивается франчайзинг. И если раньше в регионах предпочитали заказывать мебель в Москве, то сегодня крупные склады готовой продукции есть у ведущих российских производителей и в регионах. Например, до 70% продаж компании «Камбио» приходится на регионы, треть своей мебели продает в регионы и «Док-17», традиционно за пределами столицы сильны позиции таких компаний, как «Феликс», «Юнитекс», «Соло», которые занимаются развитием своих розничных сетей.

Следующий фактор роста рынка кабинетов Алексей Вышкварко, коммерческий директор компании «Юнитекс», видит в том, что «российские компании стали более крупными и структурированными. Кабинеты требуются уже не только первым лицам, но и их заместителям, советникам, начальникам подразделений. По нашему опыту можно сказать, что крупных корпоративных заказов стало больше, чем когда-либо».

Все чаще крупные клиенты приобретают не просто отдельный кабинет, а набор кабинетов для руководителей разного уровня. При этом важным требованием является соблюдение стилевого единства, желательно также, чтобы кабинеты гармонировали с мебелью для персонала по сочетанию цветов, форме и общей идее. В этой связи значительно изменяется предметный набор кабинетных коллекций — увеличивается количество элементов, предлагаются возможности для комбинаций. Например, можно дополнить рабочий стол конференц-приставкой для переговоров или совещаний, найти нужную модель тумбы или среди множества шкафных элементов выбрать только необходимые.

Сменить обстановку

Меняется не только расклад на мебельном рынке, в значительной степени меняется взгляд потребителей на вопросы обстановки. Так, согласно исследованию, проведенному в США, в 2004 году потребители впервые потратили на мебель больше денег, чем на одежду. По мнению авторов исследования, это говорит о том, что мебель из разряда «долгоиграющих», функциональных товаров перешла в категорию продуктов, отношение к которым в значительной степени диктует мода.

Применительно к российскому рынку офисной мебели это означает, что иллюзорные рассуждения о «моральном старении» мебели в ближайшем будущем перейдут в практическую плоскость, и местные начальники начнут менять обстановку своих кабинетов не реже одного раза в пять лет. 

Но это все-таки перспективы, хотя и ближайшего будущего. Пока же очевидно одно — внешний вид российских офисов значительно изменился. Перемены не обошли стороной и начальственные кабинеты, которые долгое время считались наиболее консервативными зонами. На протяжении десятков лет большинство кабинетов руководителей были обставлены в так называемом классическом или «министерском» стиле с преобладанием тяжеловесной мебели темных тонов, черных кожаных кресел и с деревянными панелями на стенах.

В середине 90-х в моду вошли изыски в стиле high-tech из стекла и хрома. Однако продержались они на гребне популярности недолго, поскольку воспринимались как излишне прозрачные и хрупкие. Сегодня все вернулось на круги своя — к классике, правда, более современной.

По мере интеграции российского бизнеса в международную деловую жизнь изменились и вкусы начальников. Сегодня, как никогда, высок спрос на «современную классику». Для этого стиля характерна визуальная солидность «министерских» кабинетов, которая достигается за счет обилия закрытых поверхностей. Однако допускаются «вольности» — хромированные детали и фурнитура, а также стекло. Современность начальственной мебели придают криволинейные, эргономичные формы и конструктивные «навороты» — например, регулируемые опоры, позволяющие произвольно варьировать высоту столов. Значительно расширилась и мебельная палитра. Среди наиболее популярных цветов — традиционные темные — дуб, вишня, красное дерево, орех, и более светлые цвета — бук, клен, светлый беж. Большое внимание уделяется отделке. Специалисты компаний «Камбио» и «Феликс» отмечают рост спроса на мебель с отделкой из натурального шпона (по цене до $5 тыс.). 

На другом полюсе кабинетной моды — модульная мебель (коллекции состоят из большого количества сочетающихся между собой элементов), которая завоевывает все больше поклонников. И если раньше модульными были лишь коллекции недорогой «оперативки», то сейчас этот практичный подход к формированию рабочего пространства распространился и на кабинетную мебель. Функциональность мебели успели оценить руководители быстрорастущих и изменяющихся компаний.

В принципе, говорить о появлении каких-то принципиально новых, революционных идей, разработок давно не приходится. Новое сегодня — это хорошо сконструированное старое. В крайнем случае, заимствованное у соседа.

Александр Нестерович, коммерческий директор компании «Док-17»: «Мы внимательно следим за тенденциями мебельной моды. И нет ничего криминального в том, что художники, конструкторы и дизайнеры заимствуют друг у друга идеи — так работают мебельщики всех стран. Успеха же добивается тот, кто во всем многообразии новинок разглядит то, что будет востребовано с учетом региональной специфики, и, главное, найдет способ воплотить модные тенденции в продукты разных ценовых уровней».

Региональный стиль

Крупные мебельные компании стараются формировать ассортимент коллекций мебели для кабинетов, учитывая все многообразие потребительских предпочтений. И если раньше основным критерием выбора мебели была цена, то сегодня покупателей в гораздо большей степени интересует дизайн и функциональность. Причем некоторые компании отмечают, что традиционная дифференциация спроса на мебельном рынке по регионам сегодня уже не имеет смысла. Особенно если речь идет о выборе мебели высокого ценового сегмента.

Яна Шамбер, заместитель директора по продажам компании «Камбио»: «Правильнее говорить, что более богатые регионы зачастую делают выбор в сторону дорогих коллекций, а регионы с низким экономическим уровнем выбирают кабинеты эконом-класса. Причем не всегда обязательно Москва диктует креативные решения. В таких городах, как Владивосток, Красноярск, Краснодар, где финансовая составляющая не является проблемной, интерьеры кабинетов соперничают с обстановкой самых стильных столичных офисов».

Впрочем, анализируя региональные продажи, можно сделать вывод, что в большинстве провинциальные покупатели более консервативны. Они по-прежнему предпочитают довольно массивную мебель темных тонов. С другой стороны, на консерватизме всегда можно было хорошо зарабатывать.
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Канцелярский портал www.kanzoboz.ru посетил новый офис «АЛЬТА»
Следующий материал
Визуальное оформление канцелярской продукции

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
19 апреля
Новинки компаний