Сегодня мы хотим рассказать историю возникновения и развития копировальной бумаги, а также ее современное неожиданное применение.
Современная копировальная бумага - тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере (Википедия).
До изобретения копировальной бумаги в 18 веке размножением документов занимались писцы, сидевшие на городских рынках и за определенную плату переписывавшие документы или сведения заказчика. По мере роста торговли увеличивался и документооборот, писцы не успевали обеспечивать потребности фиксации, и это заставило людей искать альтернативные методы размножения документов.
В 1780 году шотландский инженер Джеймс Ватт изобрел оригинальный метод копирования документов. Изобретение называли просто – копировальная книга. Копировальная книга представляла собой обычную конторскую книгу – тетрадь, в которой бумага для письма чередовалась с листами тонкой полупрозрачной кальки.Когда требовалась копия, страницу увлажняли, а книгу сжимали прессом. На изнаночной стороне кальки оставался оттиск текста страницы. Благодаря полупрозрачности кальки, оттиск был хорошо читаем с лицевой стороны. Было время, когда копировальными книгами Ватта пользовались все конторы.
7 октября 1806 года английский изобретатель Ральф Веджвуд получил патент на «аппарат, производящий копии оригинальных записей», который он назвал "ноктограф". Ноктограф был призван облегчать жизнь незрячих. На писчую доску, разграфленную проволочными направляющими (чтобы ощущались строки) укладывался «сэндвич» — лист писчей бумаги, поверх него лист пропитанной типографской краской «угольной бумаги», а сверху еще и лист полупрозрачной кальки. Слепой человек писал не привычным для всех в те времена гусиным пером, а стилусом, напоминающий известный современникам стилус для планшетов и других носимых устройств.
По мнению Р. Веджвуда преимущество ноктографа было в том, что слепому не приходилось постоянно затачивать перо и макать его в чернильницу. Направляющие позволяли выдерживать ровность строк, а «угольная бумага» отпечатывала сразу два экземпляра письма, один на нижнем листе, другой, зеркально отраженный, на изнаночной стороне кальки.
Эта особенность оттиска и ввела Ральфа Веджвуда в историю как изобретателя копировальной бумаги.
Примерно в то же время, но совершенно независимо до этой же идеи додумался итальянец Пеллегрино Тутти, влюбленный в молодую графиню Каролину Фантони, которая в результате болезни потеряла зрение. Чтобы дать графине возможность вести переписку, Тутти разработал для нее пишущую машинку (опередив время более чем на 60 лет!), которая через "черную бумагу" оставляла отпечатки букв на листе.
Спустя несколько лет Р. Веджвуд догадался, что его технология может помочь и зрячим - бизнесменам, желающим сохранить копии отправленных писем. Водя стилусом по тонкому листу "угольной бумаги", можно было получить вполне приличный отпечаток на писчей бумаге под ней (он считался оригиналом, а"угольная бумага" оставалась в качестве копии). Хотя технология Веджвуда имела коммерческий успех, она не получила широкого распространения - бизнесмены предпочитали писать письма не стилусом, а пером.
В 1823 году Сайрус Дейкин усовершенствовал технологию Веджвуда, разработав пигментный слой на основе сажи, парафина и нафты, и стал эксклюзивным поставщиком копировальной или "угольной" бумаг (от англ. carbon paper) информационного агентства Associated Press. В 1868 году один из корреспондентов агентства брал интервью у воздухоплавателя и совладельца местной кондитерской. Тот обратил внимание на необычную бумагу, которую корреспондент прокладывал между листами блокнота, и сразу же оценил ее рыночный потенциал. Он основал в Нью-Йорке компанию L. H. Rogers & Co (Л.Х. Роджерс и Компания) по производству копировальной бумаги, а в 1870 году получил первый крупный заказ от военного департамента США.
Но правильность решения Роджерса стала ясна только спустя два года, когда на рынке появилась первая коммерческая пишущая машинка. В отличие от письма ручкой или карандашом, которое обеспечивало хороший оригинал, но не всегда хорошую копию, качество оригиналов и копий при печати на пишущей машинке было стабильно высоким, и вскоре печать с копировальной бумагой в конторах стала общепринятой практикой.
Чтобы удовлетворить массовый спрос, компания Роджерса разработала метод промышленного нанесения пигмента на бумагу с помощью валиков (до этого его наносили кисточками вручную), а также создала первые ленты для машинок - сначала они представляли собой полоски копировальной бумаги, а позднее стали тканевыми, намотанными на катушки. В таком виде копировальной бумаге не было альтернативы до изобретения светокопирования. Вплоть до последнего десятилетия XX века копировальная бумага была непременным и востребованным атрибутом любого машинописного бюро.
С середины XX века копирку на основе сажи начала теснить копировальная бумага на основе анилиновых красителей. Вскоре появилась и бумага, на вид выглядевшая, как обычная писчая, оборотная сторона которой была покрыта мельчайшими гранулами, содержавшими пигмент, который выдавливается при печати и письме на специальным образом обработанную поверхность бумаги-подложки (ее часто выпускают сразу с необходимым количеством слоев для копирования: например, двух или трехслойной). Такая бумага до сих пор применяется во многих местах, где нужно изготовить чистые легко читаемые копии. Ее используют для многих финансовых документов и всевозможных официальных бланков. Например, в железнодорожных и авиабилетах, на квитанциях, используемых при оплате эмбоссируемыми (с выпуклыми цифрами, нужными для выдавливания отпечатка на квитанции при помощи специальной машинки) пластиковыми картами, или в бланках служб курьерской доставки.
Классическую угольную копирку все еще используют в вовсе уж неожиданном месте: в стоматологических кабинетах, чтобы выяснить, не трутся ли друг о друга жевательные поверхности зубов после установки пломбы.
И еще один неожиданный отголосок копировальной бумаги: если вы когда-нибудь видели электронный заголовок письма или пользовались англоязычной почтовой программой, то, наверняка, видели около поля, в котором написаны электронные адреса тех, кому были посланы копии письма, две маленькие буквы «cc». Это сокращение от английского carbon copy(угольная копия) — воспоминание о тех временах, когда копии писем все еще делали при помощи копировальной бумаги на основе сажи.
В магазине "Авантрейд" копировальная бумага находится в разделе "Специальные бумаги". Фиолетовая копировальная бумага иЧерная копировальная бумага по 50 листов стоит 130 рублей, по 100 листов - 200 рублей.
По данным из открытых источников