АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
15 августа 2008

Демографический кризис стал причиной снижения спроса на школьную канцелярию.

По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 6,4% в рублях. При этом еще в 2004 году прирост рынка составлял 14%. В первую очередь такое замедление связано со стагнацией рынка школьных канцелярских товаров. Демографический кризис, набравший обороты еще в конце 80-х гг., стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.

Поэтому канцелярский рынок растет преимущественно за счет офисной канцелярии: в 2007 году ее продажи увеличились на 9,1% в рублях и составили 64,4% от общего рынка, в то время как объем школьной канцелярии увеличился всего на 1,8%.

Тон в офисной канцелярии задают корпоративные продажи – в 2007 году они заняли 68,3% всех офисных канцелярских товаров.

Говоря о региональной структуре рынка по России в целом, следует отметить его неравномерность: рынок достаточно развит, например, в Москве и Санкт-Петербурге, но слабо развит в менее крупных городах. На долю московского и питерского канцелярских рынков в 2007 году пришлось около 24% всех продаж. При этом еще в 2003 году эта доля составляла почти 30%.

И доля Москвы, и доля Санкт-Петербурга из года в год сокращается, что говорит о постепенном насыщении этих рынков. По прогнозам, в 2009 году, например, на Москву придется 14,2% общего рынка канцтоваров в стоимостном выражении.

Одной из причин этого насыщения могут служить достаточно развитые сети гипермаркетов и супермаркетов в двух российских столицах, предлагающие вполне достаточный для среднего потребителя ассортимент канцтоваров, а также высокие арендные ставки для продавцов канцтоваров. Если говорить о Москве, то здесь и вовсе свободных ниш практически не осталось. Также сложившаяся ситуация объясняется разным финансовым положением регионов и невысокой культурой потребления канцелярских товаров в отдаленных от центра районах. О стагнации и насыщении московского и питерского рынков говорят и их низкие темпы прироста – менее 3% в 2007 году.

Наибольшую долю на рынке канцтоваров в 2007 году заняли бумажно-беловые изделия (ББИ) – чуть больше 40%. Столь высокая доля ББИ объясняется тем, что это один из немногих сегментов, где хорошо развито российское производство. На долю ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и ОАО «Светогорский ЦБК» приходится основная часть этой продукции. В последнее время стала наращивать свои производственные мощности ГП (группа предприятий) «Северо-Западная лесопромышленная компания».

По оценке «Экспресс-Обзор», объем продаж офисной бумаги в 2007 году составил 14,7 млрд. руб. В 2008-2009 гг. рынок офисной бумаги продолжит увеличиваться, что объясняется популярностью бумаги как таковой (ее используют не только для печатания документов, но и в качестве черновиков, редко когда лист бумаги существует больше суток). При этом можно заметить очевидную тенденцию: импортная офисная бумага вытесняется отечественной. В 2009 году на долю зарубежной бумаги придется всего 20% совокупного рынка в натуральном выражении.

В отличие от рынка офисной бумаги, который стабильно увеличивается, в сегменте рынка тетрадей все не так гладко. По итогам 2007 года производство тетрадей уменьшилось на 3% в натуральном выражении. Сокращение выпуска тетрадей объясняется снижением спроса на них из-за уменьшения числа потребителей. За последние восемь лет численность учащихся в школах сократилась более чем на 30%. А, как известно, именно школьники от 7 до 18 лет являются основными потребителями тетрадей. К тому же новые технологии и новые носители вытесняют традиционные, на смену тетрадям приходят микрочипы и флэш-карты.

Положительным моментом для отечественного производства является то, что по сравнению с западными тетрадями российские тетради дешевы и потому очень популярны.

Даже высокие темпы прироста объема импорта тетрадей – почти 25% по итогам 2007 года в натуральном выражении – не улучшают ситуации на рынке. По итогам 2009 года он увеличится всего на 2,7% в натуральном выражении.

Не очень хорошо дела обстоят и с производством пишущих принадлежностей. Например, в 2007 году выпуск шариковых авторучек сократился на 26,8% в натуральном выражении.

Такие низкие показатели отечественного производства объясняются тем, что производство хорошей ручки, как и других пишущих принадлежностей, является сложным, высокотехнологичным и дорогостоящим процессом. В России выпуск ручек происходит в основном на уровне «отверточной сборки». Но есть и исключения. Например, ООО «Стамм», ООО «Пишущие принадлежности Беркли» и Erich Krause производят достаточно хорошие и качественные ручки, но их выпуск невелик.

Рынок товаров для творчества демонстрирует удивительное постоянство. Позиции лидеров – «Гамма» и «Луч» - практически не меняются на протяжении десятка лет, а их совокупная доля неизменно составляет порядка 70%.

Канцелярская отрасль достаточно сильно консолидирована – в 2006 году 55,5% всего рынка занимали 8 крупнейших игроков-дистрибуторов. Из них на долю «Комуса» приходилось 20,5%.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Реши проблему новогоднего ассортимента!
Следующий материал
ГК "САМСОН": вышел в свет электронный каталог бытовых товаров

Случайное КанцФото
Голосования
Какой корпоративный подарочный набор с бомбочками для ванн для Вас предпочтительней?
Скидка дня
Самые читаемые статьи за 7 дней