Начнём с того, что золото в живописи присутствовало буквально всегда.
Из-за дороговизны золотого пигмента и обладания сильным визуальным эффектом, его могли позволить себе только богатые заказчики: церковь или монархи. Поэтому на картинах, написанных с использованием золотой краски, часто изображались святые и правители.
Церковь была самым важным покровителем искусств на протяжении веков, и золото в иконах и картинах идеально подошло для символического изображения небесного света и святости.
Например, на картинах художников Дуччо, Джотто, Симабу и Фра Анджелико можно встретить обилие сусального золота. Нимбы, сияние святости или золотой фон — золото прочно ассоциируется с трансцендентным божественным миром.
Щедры количества сусального золота в картинах Италии XIII–XIV веков на стыке Средневековья и эпохи Возрождения.
В русской иконографический традиции, наследующей византийской, золото также широко применялось и, как и на Западе, оно выступало как абсолютная метафора света: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».
Золотом традиционно покрывали фон, нимбы, элементы одеяний и использовали в качестве краски для заполнения пробелов: высветленных участков иконы, которые выполнялись творёным золотом.
Устремив взор от Европы к Азии, мы также увидим применение золота в живописных работах.
Например, отдельный японский стиль кинпэкига (金碧画, нефритово-золотая живопись) — живопись на золотом фоне — охватывал длительный период от Муромати до Эдо, с XIV по XVII век.
Несмотря на то, что золотом в кинпэкига была покрыта большая часть изображения, оно не было подавляюще ярким и не отвлекало внимание от росписи. Попадая на панно, свет преломлялся и не создавал яркого блеска благодаря уложенным друг на друга золотым листам, которые формировали сложную рельефную поверхность.
Фон из золота создавал ощущение бескрайнего пространства и глубины за написанными объектами. Он был словно пустотой, наполненный движением света, вновь отсылая нас к трансцендентности суньята — божественной пустоте.
Во всех уголках земного шара золото — это символ божественного. Сакральность золота мы видим и в других многочисленных примерах: традиционных вариантах декора и живописи.
Тажиб – оформление рукописей золочёными орнаментами — наполнен символичным значением. Самые красивые произведения тажиба можно встретить на страницах Корана.
Индийские картины Танджор с золотом изображают божеств и героев. Золото покрывает скульптуры Будды и украшает тибетские иконы-танка.
В конце XIX-начале XX века художники, в поисках новых выразительных средств, переосмыслят и обогатят классическую живопись. И назовут это эпохой модерна.
Художники, обращаясь к опыту иконописи, традиционным росписям, стали искать вдохновение в ориентализме, «таинственном востоке». Ретроспективно обращаются к народному национальному творчеству и формируют так называемый «народный миф».
И если мы говорим о золоте, то первый, кто приходит на ум — это Густав Климт и его «золотой период». Климт оценил декоративную силу золота и использовал его не только в качестве фона, но и для оформления одежды, причёсок, орнаментов.
Климт считал золотой фон нейтральным, но величественным, чтобы подчеркнуть иконографическое значение образов. Использование золота и того шлейфа смыслов, которое оно с собой приносит, стало орудием модерна не только в австрийской, но и других художественных школах.
Нельзя не упомянуть Ив Кляйна — абстракциониста, пионера минимализма и нового реализма. Он известен серией своих монохромных картин, в первую очередь, насыщенно синих. В последствии этот цвет был запатентован и стал называться «международный цвет Синий Кляйна». Однако обращается он и к золоту, например, в серии Monogold. Серия включает в себя и рельефные картины, покрытые сусальным золотом, и подвижные листы потали, колышущиеся при дыхании — вновь золото выступает как драгоценный и символический материал!
Знаменитый художник Энди Уорхол также использовал поталь и сусальное золото. Его золотая Мэрилин Монро выглядит буквально как икона поп-культры: сакральность и гламур, бесстыдно смешанные в одной работе.
Американский абстракционист Роберт Раушенберг использовал поталь для одной картины из серии «Картины стихий». В каждой из них он использовал один из пяти «элементарных» материалов: в грубой раме золотая поталь создаёт великолепный контраст между мягкостью золота и жёсткостью дерева.
Симон Аллен использует золото поверх резного дерева. Сияние сусальное золота подчёркивает его форму, имитирующего течение воды, облаков, песка или ветра, и захватывает движение в оттиск, фиксируя время в золотом сиянии.
К золоту продолжают обращаться и современные художники. Подчёркнуто, как к выражению трансцендентного, священного, как Антон Фролов в серии «Леодр».
Или в качестве контрастного фона, на котором расположились графичные цветы Дины Калинкиной.
Художники Лорен Бревнер и Мануэль Нуньес пишут эффектные женские портреты с использованием золотых красок, да мало ли их, художников, которые в современном мире обогащают свою авторскую палитру блеском золота!
Ведь современные материалы гораздо доступнее, чем сусальное золото средневековых мастеров. И хотя, «теряя цену», золото уже не вызывает то ощущение сакральности, его визуальный эффект по-прежнему высок и историческая подоплека полна отсылок.
Без понимания культурного бекграунда с использованием золочения в работе легко переборщить и уйти в то, что мы иногда называем «дорого-богато». Но и подобное может иметь место, если такова авторская задумка.
Нет никаких запретов в живописи и искусстве, золотая краска на холсте может нести как простую декоративную функцию, так и быть наполненной смыслом.
А вот, что можно использовать:
Поталь и клей для потали
Плюсы:
- Придаёт работе естественный металлический блеск.
- Позволяет создать уникальные текстуры и эффекты благодаря использованию различных видов клея и подложек.
- Подходит для самых разных стилей и направлений в искусстве.
- Не выцветает со временем, сохраняет блеск и насыщенность в течение долгих лет.
- Сочетается с другими материалами: с красками, фактурными пастами и грунтами.
Минусы:
- Работать с поталью сложнее, чем рисовать: поталь легко рвётся, её нужно осторожно использовать и хранить.
- Может окисляться при контакте с воздухом или влагой.
- Существует несколько разных видов потали: трудно быстро найти подходящий для конкретного вида работ и сориентироваться в его особенностях.
- Поталь требует защиты лаком или покрытия другим защитным слоем, чтобы предотвратить её повреждение и обеспечить долговечность работы. Покрытие потали неподходящим лаком может спровоцировать окисление или снижение блеска.
Акриловые краски
Плюсы:
- Доступная цена: существуют самые разные виды акриловых металликов на любой бюджет.
- Быстро высыхают, что позволяет практически сразу наносить следующие слои и значительно сокращать время работы.
- Обладают высокой гибкостью и не образуют трещин, даже если впоследствии сворачивать холст в рулон.
- Не выцветают, не окисляются, сохраняют насыщенность цвета долгие годы.
- Нет необходимости дополнительно защищать лаком.
- Обладают широкой палитрой на любой вкус для любых видов живописи и творчества.
- Не имеют выраженного неприятного запаха, при высыхании испаряют только воду, что делает их использование безопасным для здоровья.
Минусы:
- Обладают иным характером блеска в сравнении с классической поталью. Краски-металлики состоят из слюдяных пигментов, поэтому при высыхании они не образуют единого металлического зеркального слоя, как, например, лист потали. А каждая фракция блестит и сияет отдельно, что смотрится восхитительно, но иначе.
- Некоторые оттенки (как правило, это светлые оттенки серебра) могут не перекрыть тёмные подложки с первого слоя, поэтому при окрашивании может потребоваться нанесение нескольких слоёв.
Металлический порошок в растворителях
Плюсы:
- Способны имитировать любые металлы, создавая равномерную гладкую металлическую поверхность.
- Обладают разнообразием цветов и текстур, что позволяет создавать различные эффекты.
- Имеют меньших расход по сравнению с жидкими лакокрасочными материалами.
- Обладают высокой способностью перекрывать тёмные подложки.
Минусы:
- Некоторые варианты также как и классическая поталь, подвержены окислению, поэтому требуют закрытия защитными медиумами.
- «Жидкая поталь» почти всегда содержит в составе растворители либо смолы, чтобы металлический порошок не окислялся, а значит, в работе имеет сильный характерный запах.
- Те же растворители в составе могут требовать использовать в работе специальные средства защиты: респираторы, перчатки.
- При неправильном нанесении сложно удаляется с поверхности, что может потребовать дополнительных усилий и затрат.
Как видите, выбор современных материалов для золочения довольно обширен и каждый может найти для себя идеальный по всем параметрам вариант.
Творите с удовольствием!