В этом году в издательстве «Творческий Центр СФЕРА» вышли «Прописи для идеального почерка», которые произвели настоящий фурор среди педагогов и родителей. Их автор, логопед и коррекционный педагог с 30-летним стажем Марианна Гущинская рассказала нам о том, как ей удалось совершить революцию в мире прописей.
Рабочая тетрадь «Прописи для идеального почерка» от логопеда и коррекционного педагога Марианны Гущинской – это уникальное пособие: авторская методика позволяет в игровой форме сформировать у детей красивый разборчивый почерк через простой алгоритм соединения всего лишь двух элементов.
Мы поговорили с Марианной Гущинской о том, как она пришла к своему уникальному методу и в чем он заключается, можно ли взрослому научиться писать красиво, а также о том, кто такие Закругляшка и Прямик.
– Марианна Вячеславовна, более четверти века вы исправляете некрасивый и неправильный почерк. Как появилась Ваша методика, применяемая в «Прописях для идеального почерка»?
– Я работала логопедом в школе: на занятии у меня были ученики четвертых классов – «двойки» за диктанты получали регулярно, справиться не могли, даже стоял вопрос об их переводе в коррекционную школу. Тогда я начала разбираться, в чем же причина проблемы: я смотрела на их работы и анализировала – как именно они пишут.
Тогда я и поняла, что дело – в изначально неправильно сформированных движениях письма, и, как результат, графо-моторный навык не автоматизирован. А это и есть одна из существенных причин, почему активное внимание не может полноценно распределяться на другие задачи письма: орфографические, пунктуационные, смысловые и так далее. Поскольку графо-моторный компонент – это двигательный навык человека, то и возникла идея разобраться, как именно устроены движения человека в этом процессе.
Дальше была Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского. Ответы на все свои вопросы я нашла в трудах ученых Николая Александровича Бернштейна, Петра Яковлевича Гальперина и Марьяны Михайловны Безруких. Теорию построения движений я взяла за основу своей методики. Основная цель формирования письма по законам физиологии движений – получение автоматизма, чтобы голова, образно говоря, думала не как писать, а что писать. И это получилось!
Тем бывшим четвероклассникам уже давно за 30. Возможно, история и не удержалась в их памяти, но, когда меня встречают их мамы, то всегда благодарят.
– В «Прописях для идеального почерка» присутствуют персонажи Закругляшка и Прямик, о них даже есть отдельный комикс. Расскажите подробнее, как они появились?
– Для работы над моими прописями нужен был письменный шрифт. Сначала я искала готовый, как в моем детстве, но не нашла. Тогда и возникла необходимость сделать его самим. Это история не одного года поисков, споров, всего того, что сопровождает процесс рождения чего-то нового. Так получился наш шрифт, в котором все буквы собираются из двух «кирпичиков» – двух элементарных линий, прямой и закругленной, которые соответствуют типу движений. Все по Бернштейну!
Историю про Закругляшку и Прямика я придумала давно. Тогда я писала дидактические сказки по правилам русского языка, был такой творческий период. А вот идея сделать из этого комиксы пришла совсем недавно, на понимании особенностей восприятия и мышления современного поколения детей. Кстати, мои дидактические сказки тоже пока пылятся в ящике письменного стола. Есть мысль переделать их в «Русский язык в комиксах».
– На сайтах, где продаются «Прописи для идеального почерка», очень много лестных отзывов. А бывают негативные отзывы? Обращаете ли Вы внимание на такие комментарии в Сети? Корректируете ли свою методику после критики?
– Критика – это очень важно! Интернет дает мне возможность получать обращения из разных уголков России. Мне профессионально везет: читая мои посты в соцсетях, люди не критикуют, а спрашивают, если что-то непонятно. У меня даже есть формат консультаций по фотографии письменных работ ребенка. Конечно, не все проблемы можно решить на устной консультации, иногда необходим серьезный курс коррекции – и я также предлагаю свое участие.
Во мне сидит огромный непримиримый критик-перфекционист. Поэтому моя методика проверялась и уточнялась годами, десятилетним научным экспериментом в школе, где учителя сделали не один выпуск детей, которые учились по этим прописям. Коррекцию почерка по моей методике проходили дети разных возрастов и с нарушениями развития в том числе. Проводились даже исследования на аппаратуре института мозга о влиянии этой работы на мозг детей. Поэтому в самой методике учтено и скорректировано все, что только было возможно.
Другое дело, что каждый ребенок имеет индивидуальные особенности тех функциональных компонентов, которые являются базой этого навыка. В связи с этим и могут возникать трудности, а порой и невозможность получить хороший результат. Но пока все отзывы на мою работу меня радуют!
– Ваши прописи предназначены для детей 6–8 лет. Тем временем пользователи Сети пишут в отзывах, что использовали «Прописи для идеального почерка» и в 18 лет. Как Вы относитесь к этому? Действительно ли Ваша методика подходит для всех возрастов?
– Прописи действительно предназначены для первоначального обучения письму. Коррекция письма – очень непростая работа, там много индивидуальных нюансов, без профессиональной помощи можно не справиться. Сейчас на рынке много прописей для коррекции почерка, популярны курсы каллиграфии, в школах широко используются тетради в частую разлиновку. Но проблема остается: детей с трудностями обучения письму не уменьшается. Здесь важно точно понимать «точку поломки» и знать, как справиться с проблемой.
За годы практики коррекцию почерка прошли разные дети, в том числе и с проблемами развития, подростки, были старшеклассники и даже взрослые люди. Действительно, исправлять почерк можно в любом возрасте, но трудности будут в этапе закрепления нового навыка: если терпения хватит, то вы обязательно дойдете от точки «А» к точке «Б».
Кстати, мой собственный почерк за время работы над методикой значительно улучшился.
– Один родитель хотел лично удостовериться в эффективности Вашей методики прежде, чем покупать «Прописи для идеального почерка» для своего ребенка. Судя по его отзыву в Сети, он научился красиво писать нерабочей левой рукой! Возможно ли это на самом деле?
– Конечно, возможно! В методике учтены все компоненты физиологии этого процесса, и в результате реально получить истинный двигательный автоматизм. При этом как писать, рабочей или нерабочей рукой, не принципиально. Я сама в какой-то момент вдруг обнаружила, что могу легко писать левой рукой зеркально. Есть же методика правополушарного рисования, и возникла идея правополушарного письма.
Кстати, в ближайшем будущем я планирую открыть онлайн-клуб «Почерк да Винчи» для взрослых, которые готовы попробовать новый опыт. В этом курсе будет и психологическая составляющая.
– Расскажите о вашем опыте сотрудничества с издательством «Творческий Центр СФЕРА», выпустившим прописи? Как проходили обсуждения пособия? Довольны ли Вы результатом?
– С издательством «ТЦ СФЕРА» у меня сложилась давняя дружба и сотрудничество! Для меня очень ценно, что это не просто издательство, это искренняя человеческая включенность в задачи развития и воспитания подрастающего поколения всеми членами команды – во главе с идейным вдохновителем и удивительным организатором Татьяной Владиславовной Цветковой.
В 2003 году мы сделали первое издание прописей – и для меня это был переломный момент в профессиональной работе. До этого работа носила более закрытый характер: работала с этим материалом только я сама – или учителя с моим участием. А когда пришло время выпустить «дитя» в мир, доверить это я могла только «Сфере».
Дальше было много разной работы: безусловно, были и сложности, так как пришлось переформатировать весь материал с учетом опыта многолетней работы. Но с командой «Сферы» у меня всегда было комфортное общение в решении даже самых сложных моментов – и это дорогого стоит.
У меня было ощущение, что меня взяли под крыло и бережно пустили в полет. Земной поклон всей команде!