В мае текущего года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring задал активным пользователям сети вопрос о пользовании услугами интернет-магазинов. Как показали результаты исследования, за последние пол года почти половина пользователей сети совершили покупку в интернет-магазинах (49%), искали информацию о товаре на соответствующих сайтах 38% опрошенных и не посещали сайты интернет-магазинов 13% интернетчиков. Как правило, в интернет-магазинах респонденты покупали книги и канцтовары (45%), бытовую технику (41%), компьютеры и комплектующие (36%)…
В рамках майского онлайн-омнибуса активным пользователям интернет (заходящим в Сеть не реже, чем раз в месяц) был задан вопрос о потребительских предпочтениях на рынке электронной коммерции.
В исследовании приняли участие 1537 активных интернетчиков в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует российскую интернет-аудиторию, которая в I квартале 2006 года составила 22% взрослого населения страны (данные Мониторинг Интернета, I квартал 2006). Статистическая погрешность не превышает ±2,5%.
Чтобы определить популярность Интернет-магазинов, участникам опроса был задан вопрос о посещении сайтов интернет магазинов. Согласно полученным данным за последние полгода сайты Интернет-магазинов посещали 87% пользователей сети, не посещали — 13%. Причем, почти половина российских интернетчиков (49%) совершали покупки в интернет-магазинах. Несколько чаще, чем по выборке в среднем такой вариант ответа давали жители Москвы (64%). Как правило, покупателями магазинов в сети являются обладатели высокого уровня доходов (64%).
38% российских интернетчиков посещали сайты интернет-магазинов с целью получения информации о товарах или услугах. Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем, давали жители Уральского федерального округа (53%). Чаще всего сравнивают цены в интернет-магазинах и обычных или ищут информацию об интересующем товаре интернетчики со средним уровнем дохода (46%).
Среди тех, кто не посещал интернет-магазины за последние полгода (13%), преимущественно жители Приволжского федерального округа (29%). Наименее активными посетителями интернет-магазинов являются российские интернетчики с низким уровнем дохода (27%).
Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring впервые задал своим онлайн-респондентам аналогичный вопрос в январе 2005 года. Тогда совершали покупки в интернет-магазинах четверо из десяти опрошенных (42%). В июле 2005 года также 42% опрошенных совершали покупки в интернет-магазинах, и, наконец, в мае текущего года каждый второй российский интернетчик стал покупателем сетевых магазинов. За указанный период несколько уменьшилась доля тех интернетчиков, кто воспринимал магазины в сети исключительно как инструмент получения информации о товаре и его стоимости с 45% в январе 2005 года до 38% в мае текущего года.
Посещали ли Вы за последние полгода сайты Интернет-магазинов, и если да, то с какой целью? (%)
Респондентам, которые за последние полгода совершали покупки в интернет-магазинах, был задан вопрос о том, как часто они делают покупки в интернет-магазинах. Согласно полученным данным, большинство покупателей интернет-магазинов совершают покупки в них реже одного раза в месяц (60%). Среди обладателей среднего уровня доходов 83% опрошенных совершали покупки в интернет-магазинах реже одного раза в месяц — это самый высокий показатель по выборке.
Каждый пятый опрошенный интернетчик (21%) совершает покупки в сети ежемесячно. Об этом несколько чаще говорили респонденты с высоким уровнем дохода (27%). Еще 16% российских интернетчиков делают покупки в сети с периодичностью пару-тройку раз в месяц.
Анализируя полученные данные в динамике, можно отметить, что с января 2005 года, когда российским интернетчикам впервые был задан аналогичный вопрос, несколько уменьшилась доля тех, кто совершает покупки в интернет-магазинах реже одного раза в месяц — с 67% в январе 2005 года до 60% в мае 2006 года. Соответственно увеличилась доля тех, кто с большей частотой совершает покупки в сетевых магазинах. Например, в январе 2005 года ежемесячно совершали покупки в интернет магазинах 18% опрошенных, а в мае текущего года — 21%. Выросла доля и тех, кто делает покупки два-три раза в месяц — с 11% до 16% соответственно.
Респондентам, которые за последние полгода совершали покупки в Интернет-магазинах, был задан вопрос:
Какие товары и услуги Вы покупали в Интернет-магазинах за последние полгода? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Как свидетельствуют результаты исследования, наиболее популярными товарами в интернет-магазинах являются книги и канцтовары. Их покупали 45% покупателей интернет-магазинов. Женщины в большей степени предпочитают покупать книги через интернет, чем мужчины — 54% против 40% соответственно. Как правило, покупателями книг являются обладателя вузовских дипломов (48%).
Вторая группа товаров наиболее часто покупаемая в сети, является бытовая техника (41%). Как правило, покупателями бытовой техники в интернет-магазинах являются жители Москвы (55%).
Не менее часто в интернет-магазинах покупаются компьютеры и комплектующие (36%). Наиболее активными покупателями этой категории товаров являются также москвичи (44%). Мужчины чаще женщин покупают через интернет компьютеры и комплектующие — 42% против 26% соответственно.
Среди других товаров, покупаемых в интернет-магазинах, можно выделить музыкальные диски (22%), программное обеспечение (22%), фильмы (20%), билеты в театр, кино, на концерты (16%), косметику и парфюмерию (14%), карты для оплаты доступа в интернет/мобильного телефона/телефонии (9%) и продукты питания (6%).
Если сравнивать полученные данные в мае 2006 года с данными января 2005 года, то можно заметить, что за указанный период времени несколько уменьшилась доля интернет-покупателей книг и канцтоваров — с 51% в январе 2005 года до 45% в мае 2006 года. Зато значительно увеличилась доля покупателей бытовой техники — с 29% в январе 2005 года до 41% в мае 2006 года. Несколько активней в сети стали покупать и программное обеспечение (17% — в январе 2006 года и 22% — в мае текущего года). Что касается остальных групп товаров, то количество их покупателей за указанный период времени изменились незначительно.
Респондентам, которые за последние полгода посещали Интернет-магазины, но не совершали покупки, был задан вопрос:
Почему Вы не делали покупки в Интернет-магазинах? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Согласно полученным результатам, более половины российских интернетчиков (53%), не совершавших покупки в сети, отказываются от инетрнет-шоппинга из-за того, что в сетевых магазинах представлено мало информации о предлагаемом товаре, его нельзя увидеть «в живую». Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем давали жители Москвы и Санкт-Петербурга (59%). Для женщин увидеть товар «лицом» несколько важнее, чем для мужчин — 59% против 50% соответственно. Среди обладателей низкого уровня доходов 68% опрошенных ответили, что главной причиной отсутствия интереса к интернет-магазинам является невозможность хорошо ознакомиться с товаром — это самый высокий показатель по выборке.
Для каждого третьего опрошенного, не совершавшего покупки в сети, что-либо покупать в интернет-магазинах непривычно. Несколько чаще, чем по выборке в среднем такой ответ давали жители Сибирского федерального округа (40%). Как правило, о непривычности совершать покупки в сети говорили респонденты со средним уровнем дохода (39%).
И, наконец, третьей главной причиной, по которой 51% российских интернетчиков не совершали покупки в сети является трудность с доставкой товара на дом (29%). Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем давали респонденты из регионов. Среди обладателей низкого уровня доходов такой вариант ответа дали 42% опрошенных — это самый высокий показатель по выборке.
Среди других причин, названными интернетчикам, можно отметить отсутствие возможности воспользоваться удобной формой оплаты (19%), совершение покупки кажется слишком сложным, проще купить в магазине (17%), цены в интернет-магазинах выше (11%), процесс покупки через интернет отнимает слишком много времени (10%), все, что необходимо купить, невозможно найти в одном магазине (10%).
На приведенном графике показано, как изменилось за полтора года мнение российских интернетчиков, не совершавших покупки в интернет-магазинах, относительно электронной коммерции. Несколько уменьшилась доля тех, для кого интернет-магазины были непривычны — с 39% в январе 2005 года до 32% в мае текущего года. За указанный период времени несколько увеличилась доля тех, кто считает главным неудобством интернет-магазинов отсутствие полной информации о товаре, в январе 2005 года такой вариант ответа давали 32% опрошенных, а в мае текущего года — 53%.
Источник |