АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8K9Nw9
27 июня 2017

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

Несколько лет назад прекратила своё существование одна из крупнейших советских фабрик по производству тетрадей - "Светоч". До революции это была "Фабрика конторских книг Отто Кирхнера" и располагалась она в Санкт-Петербурге. Календари Отто Кирхнера "для учащихся" представлены в нашем музее в соответствующей группе. Советские тетради практически всех периодов производства будут выложены позже в группе "Тетради". У фабрики была насыщенная история, более того, был собственный музей. В процессе ликвидации "Светоча" музей был разорён, но ко мне по счастливой случайности попала часть фотоархива музея "Светоча" и некоторые экспонаты.

Все эти материалы я решил разместить в данной статье и они, думаю, что впервые стали доступны широкой аудитории.

Для начала немного истории. Сведения из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга:
Национализированная декретом СНК от 28 июня 1918 г. фабрика конторских книг товарищества «Отто Кирхнер», основанная в 1871 г., с 5 июля 1918 г. стала называться государственной фабрикой конторских книг «Светоч». Дальнейшие переименования фабрики «Светоч», связанные с изменением профиля производства: 1923 г. 1-я переплётно-картонажная, 1931 г. беловых товаров, 1933 г. переплетная. С 1935 г. называлась фабрикой беловых товаров «Светоч». Подведомственность: с 1923г. издательство Севзаппромбюро ВСНХ РСФСР, с 1927 г. трест «Графическое дело», с 1928 г. трест «Ленполиграф», с 1931 г. Ленинградский государственный трест канцелярских, чертежных и школьных принадлежностей и специальной обработки бумаг, с 1935 г. трест школьных и письменных принадлежностей Наркомата (Министерства) местной промышленности РСФСР, 1957-1965 гг. Управление целлюлозно-бумажной (октябрь 1962-декабрь 1963 гг. целлюлозно-бумажной и полиграфической) промышленности Ленсовнархоза. В 1976 г. фабрика вошла в состав ЛПО «Бумага». Информация фабрике Отто Кирхнера на апрель 1918 г.: Фабрика конторских книг «Кирхнер Отто» Товарищества «Отто Кирхнер»; владелец - Товарищество (доверенный владельца); год возникновения - 1871 г.; адрес - Б.Пушкарская, 14-18; производство - календари, канц.пренадлежности, снаряды; число рабочих на 1 января 1917 г.- 986, на 1 апреля 1918 - 199

Ниже - фотографии из архива музея фабрики, отсканированные для нашего отраслевого музея. Комментарии к фотографиям советского периода - мои, сделанные на основе информации, полученной от старых работников отрасли. За абсолютную достоверность сведений не ручаюсь, но склонен считать эту информацию правдивой. Хотя ошибки быть могут, поэтому буду благодарен за корректировки, присланные специалистами. Все фото были вставлены в паспарту с широкими полями (поля на сканах для удобства просмотра я обрезал). К некоторым фото работниками музея «Светоча» были сделаны подписи, их также видно на скане.
 

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Титул к альбому
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Фрагмент

Ниже - календари первых лет советской власти, произведённые "Светочем"на оборудовании Отто Францевича Кирхнера.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

На правой фотографии внизу "группа рабочих фабрики Каспари". В Санкт-Петербурге был такой издатель - Альвин Андреевич Каспари. Он издавал журнал "родина" и владел собственной типографией на Лиговском проспекте д.114. Как он связан со "Светочем" - не знаю, т.к. не нашёл никакой информации на эту тему. Возможно, его типография была объединена с фабрикой Кирхнера при национализации.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

В разделе каталога музея «Документы, рекламные материалы и пр.» представлен ярлык от упаковки конторских книг фабрики Кирхнера.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Фото сделано зеркально

Была в СССР такая традиция - отмечать 100-летние юбилеи смерти великих людей. На нижней правой фотографии - стопки тетрадей к юбилею смерти Пушкина. Это была целая серия. Тетради с такими дизайнами выпускались в СССР по разнарядке многими фабриками. Позже они будут выложены отдельно в группе "Тетради".

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

В разделе каталога музея «Документы, рекламные материалы и пр.» представлен Ярлык продукции Лен. Гос. Фабрики беловых товаров «Светоч», предположительно 30-х годов.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Нач. Типографии К.Ф. Средницкий
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Предположительно резак. "Карл Краузе".

"Karl Krause" (станок этой фирмы - на правом фото вверху) - один из основных поставщиков типографского оборудования в Россию из Германии (Лейпциг) на рубеже XIX - XX в.в. Это оборудование, скорее всего, куплено ещё Кирхнером. В разделе каталога музея «Документы, рекламные материалы и пр.» размещена Характеристика на сотрудника тетрадно-линовального цеха фабрики Светоч. от 23.07.1941 г., заверенная печатью предприятия и написанная на тетрадном листке производства «Светоч».

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

На фото вверху - линовально-тетрадный агрегат (ЛТА) производства ПОЛИГРАФМАШ (г.Рыбинск). "Линовщицы" были не на всех тетрадных фабриках.
Например, на Полотняно-Заводской бумажной фабрике (Калужская область) такие рабочие (и женщины и мужчины) назывались «машинистами тетрадных агрегатов». Им присваивались разные разряды по мере приобретения опыта работы на основании квалификационного экзамена. В их обязанности входило:

  1. Выполнение подготовительных работ по изготовлению школьных тетрадей на тетрадных агрегатах.
  2. Приготовление наборов для всех видов разлиновок.
  3. Заполнение красочных ванн.
  4. Заправка проволоки в швейные аппараты.
  5. Установка ножей.
  6. Установка рулонов писчей, промокательной и обложечной бумаги.
  7. Приемка, подсчет и сортировка тетрадей.
  8. Контроль качества.
  9. Чистка и смазка тетрадного агрегата.

Обязанности «линовщиц» на «Светоче» могли отличаться от обязанностей «машинистов» на ПЗБФ.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

На верхнем левом фото - тот же линовально-тетрадный агрегат (ЛТА) производства ПОЛИГРАФМАШ (г.Рыбинск). На фото вверху справа - «Высокочастотная установка для сварки ПВХ плёнки». Мне не известно, как происходила работа на этой установке на "Светоче", но можно судить по аналогичным производствам других фабрик. На той же ПЗБФ цех, где было установлено подобное оборудование, был обшит металлическими листами. Оборудование производило сильное электро-магнитное излучение, создавало помехи в работе другого электронного оборудования. Производство считалось вредным, рабочим выдавали молоко, они имели право на дополнительный отпуск. Никакой специальной одежды для защиты от излучения не было. Рабочие в цехе были преимущественно женщины – назывались «переплётчики».

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

На правом верхнем фото - также ЛТА. С агрегата выходило два лагена – это четыре тетради (по две в лагене). Лагены складывались в стопы на поддон (видно на фото). Благодаря такой промежуточной операции у тетрадей формировался плоский корешок, и дальнейшей деформации в упаковке не происходило. Как была организована работа уже по сборке тетрадей именно на "Светоче" - неизвестно, но возможно, что по аналогии с другими подобными производствами того периода.

На той же ПЗБФ поддоны с лагенами по транспортировочной дорожке перемещались в цех на 3-х-сторонние резательные станки. Дальше по транспортёру пачки по 20 шт. перемещались в упаковочный участок на обандероливание бумажной лентой, затем на упаковку в обёрточную бумагу в кипы, которые обвязывались шпагатом и перемещались на склад готовой продукции.

У меня нет информации о том, как происходил процесс производства тетрадей до появления линовально-тетрадных агрегатов на "Светоче", но если попробовать описать его, то по воспоминаниям работников преклонных лет всё той же ПЗБФ, то выглядело это примерно так:

Производство школьных тетрадей в тетрадной обложке происходило на трёх участках:

  1. Печатный
  2. Линовальный
  3. Брошюровочный

Печатный участок - печатал обложку на печатных станках. Обложечная бумага предварительно резалась на нужный формат (в цехе назывался "трёхлистка", т.к. составлял три тетради в высоту)

Линовальный участок - на линовальных машинах устанавливался ролик бумаги, которую линовали и резали на нужный формат (опять же на "трёхлистки")

Брошюровочный - самый интересный )).

В брошюровочный цех отдельно поступала напечатанная и нарезанная на формат обложка, налинованная и нарезанная на формат бумага. Переплётчицы - так назывались работницы - вручную набирали 6 листов налинованной бумаги и лист обложки, и с помощью деревянной ГРЕБЁНКИ (которые, кстати, тоже делали на фабрике в столярном цехе - был и такой)) сгибали пополам и формировали корешок. Заготовки складывались в стопки по 50 шт. на площадки (похожи на нынешние поддоны, только металлические и с ручкой, которая снималась; по цеху такие площадки перемещались по специальным встроенным в пол рельсам).

Затем сформированные "трёхлистки" передавались на сшивку сшивальщицам. Они работали на специальных машинках, которые при нажатии на педаль пробивали одну скрепку. Т.е. сшивальщица самостоятельно передвигала на машинке "трёхлистку" и прошивала в 6-ти местах. Скрепки изготавливались из металлической проволоки, которую закупали на "Восходе". Приходила она в больших бобинах. Её перематывали на маленькие катушки специальные "мотальщицы". И уже маленькие катушки устанавливались на сшивальные машинки.

Затем заготовки передавались на "стопорезки", где разрезались на три тетради и передавались на упаковку. Упаковщицы вручную в каждую тетрадь вкладывали промокательную бумагу, затем стопа тетрадей 50 шт. обандероливалась (вокруг стопы заклеивали клеем бумажную полоску). Затем в упаковочную бумагу и завязывали шпагатом.

На каждом этапе работники проверяли качество, и отбраковку производили на месте.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

Возвращаясь к самому фотоархиву, неожиданно возникшему из небытия, хочу отметить одну интересную деталь - на обороте фотографий, заботливо вставленных работниками музея фабрики "Светоч" в паспарту, стоит штамп "Центр. гос. архив кинофотофонодокументов г. Санкт-Петербуга. Размножению не подлежит." Если же Вы пройдёте по активной ссылке Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, то среди прочей информации прочтёте следующую: "Документы за 1965-1976 гг. в архив на хранение не поступали". Исходя из этого, могу предположить, что в позднесоветский период все документы оставались в музее фабрики, а эти фото были переданы в музей уже в 90-е.

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

Наша фотоподборка - лишь незначительная часть музейного архива фабрики. В моих руках также оказался один из экспонатов музея, отражающий историю развития выпускавшегося ассортимента. Это раскладная настенная телефонная книга, произведённая ещё Отто Кирхнером. Её фото - ниже, а в её левом верхнем углу наклеена музейная бирка с каталожным №240. Почему-то мне кажется, что этот номер ближе к началу каталога музея фабрики «Светоч», нежели чем к его концу. Думаю, что таких экспонатов в музее было огромное количество! Надеюсь, нам когда-нибудь удастся увидеть и остальные...

Но пока остаётся без ответа главный вопрос - когда, кем и как был создан музей, а также - когда кем и как уничтожен. Надеюсь ответ поступит и вся доступная мне информация будет опубликована здесь. 

Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.

Текст: Игорь Зайцев.

Комментарии
6 июля 2023 11:07
ирина
 
Комментарий: Спасибо за интересный рассказ)
Я работаю в Москве, делала генеральную уборку комнаты и нашла чистый Еженедельник Фабрики "Светоч" цена 11р.20к. на форзацах календари за 1951 и 1952г. интересно узнать историю предприятия и что с ним стало. Жаль, что закрыли!
Олег Сафронов 29 июня 2017 13:19
Олег Сафронов
 
Комментарий: Игорь, отличный материал. Мне, человеку рожденному в Петербурге и работавшему, в свое время, с фабрикой "Светоч" читать твой материал было вдвойне любопытно! :-) Спасибо за труд!
Зайцев Игорь 29 июня 2017 12:55
Зайцев Игорь
 
Комментарий: Спасибо Адайкиной Таисии Васильевне за то, что сохранила всё это! И коллегам по цеху - за помощь в идентификации оборудования и описании производственных процессов.
Иванов Иван 27 июня 2017 13:55
Иванов Иван
 
Комментарий: Интересная и познавательная статья! Игорь, спасибо за ваш труд!
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Мастер монументального жанра Зураб Церетели
Следующий материал
МПМ + Deli: «Движение только вперёд!»

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний