- Как «Алгоритмы Будущего» определят Ваш бизнес....11.03.2024 930НравитсяВсего 4 человекa4
- Конференция ЗАО "Сиббланкоиздат" "Школа 2024"07.03.2024 1410НравитсяВсего 2 человекaСуперВсего 1 человек3
- Конференция "День космонавтики - 2024"07.03.2024 1724НравитсяВсего 2 человекaСуперВсего 1 человек3
- Конференция КАНЦЕЛЯРСКИЙ СЕЗОН 202406.03.2024 1758НравитсяВсего 2 человекaСуперВсего 1 человек3
- Московские Вечера с Hatber!19.01.2024 4580
Размножению подлежит! «Светоч», его история и его музей.
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
На правом верхнем фото - также ЛТА. С агрегата выходило два лагена – это четыре тетради (по две в лагене). Лагены складывались в стопы на поддон (видно на фото). Благодаря такой промежуточной операции у тетрадей формировался плоский корешок, и дальнейшей деформации в упаковке не происходило. Как была организована работа уже по сборке тетрадей именно на "Светоче" - неизвестно, но возможно, что по аналогии с другими подобными производствами того периода. На той же ПЗБФ поддоны с лагенами по транспортировочной дорожке перемещались в цех на 3-х-сторонние резательные станки. Дальше по транспортёру пачки по 20 шт. перемещались в упаковочный участок на обандероливание бумажной лентой, затем на упаковку в обёрточную бумагу в кипы, которые обвязывались шпагатом и перемещались на склад готовой продукции. У меня нет информации о том, как происходил процесс производства тетрадей до появления линовально-тетрадных агрегатов на "Светоче", но если попробовать описать его, то по воспоминаниям работников преклонных лет всё той же ПЗБФ, то выглядело это примерно так: Производство школьных тетрадей в тетрадной обложке происходило на трёх участках:
Печатный участок - печатал обложку на печатных станках. Обложечная бумага предварительно резалась на нужный формат (в цехе назывался "трёхлистка", т.к. составлял три тетради в высоту) Линовальный участок - на линовальных машинах устанавливался ролик бумаги, которую линовали и резали на нужный формат (опять же на "трёхлистки") Брошюровочный - самый интересный )). В брошюровочный цех отдельно поступала напечатанная и нарезанная на формат обложка, налинованная и нарезанная на формат бумага. Переплётчицы - так назывались работницы - вручную набирали 6 листов налинованной бумаги и лист обложки, и с помощью деревянной ГРЕБЁНКИ (которые, кстати, тоже делали на фабрике в столярном цехе - был и такой)) сгибали пополам и формировали корешок. Заготовки складывались в стопки по 50 шт. на площадки (похожи на нынешние поддоны, только металлические и с ручкой, которая снималась; по цеху такие площадки перемещались по специальным встроенным в пол рельсам). Затем сформированные "трёхлистки" передавались на сшивку сшивальщицам. Они работали на специальных машинках, которые при нажатии на педаль пробивали одну скрепку. Т.е. сшивальщица самостоятельно передвигала на машинке "трёхлистку" и прошивала в 6-ти местах. Скрепки изготавливались из металлической проволоки, которую закупали на "Восходе". Приходила она в больших бобинах. Её перематывали на маленькие катушки специальные "мотальщицы". И уже маленькие катушки устанавливались на сшивальные машинки. Затем заготовки передавались на "стопорезки", где разрезались на три тетради и передавались на упаковку. Упаковщицы вручную в каждую тетрадь вкладывали промокательную бумагу, затем стопа тетрадей 50 шт. обандероливалась (вокруг стопы заклеивали клеем бумажную полоску). Затем в упаковочную бумагу и завязывали шпагатом. На каждом этапе работники проверяли качество, и отбраковку производили на месте. | ||||||||
Возвращаясь к самому фотоархиву, неожиданно возникшему из небытия, хочу отметить одну интересную деталь - на обороте фотографий, заботливо вставленных работниками музея фабрики "Светоч" в паспарту, стоит штамп "Центр. гос. архив кинофотофонодокументов г. Санкт-Петербуга. Размножению не подлежит." Если же Вы пройдёте по активной ссылке Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, то среди прочей информации прочтёте следующую: "Документы за 1965-1976 гг. в архив на хранение не поступали". Исходя из этого, могу предположить, что в позднесоветский период все документы оставались в музее фабрики, а эти фото были переданы в музей уже в 90-е. | ||||||||
| ||||||||
Текст: Игорь Зайцев. |
6 июля 2023 11:07 ирина |
Я работаю в Москве, делала генеральную уборку комнаты и нашла чистый Еженедельник Фабрики "Светоч" цена 11р.20к. на форзацах календари за 1951 и 1952г. интересно узнать историю предприятия и что с ним стало. Жаль, что закрыли!
29 июня 2017 13:19 Олег Сафронов |
29 июня 2017 12:55 Зайцев Игорь |
27 июня 2017 13:55 Иванов Иван |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Мастер монументального жанра Зураб Церетели | Следующий материал МПМ + Deli: «Движение только вперёд!» |
- Феникс+ на конференции "Канцелярский сезон 2024"...15.03.2024 487НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
- Лучшие продукты 2023 года заслужили признание...14.03.2024 585НравитсяВсего 2 человекa2
- Апплика на конференции "Канцелярский сезон 2024...19.03.2024
- Любимые герои на пазлах от Hatber! 19.03.2024 22
- Тетрадь, А6, 115х165 мм, 32 л, ФЕНИКС+18.03.2024 75
- Любимые герои на пазлах от Hatber! 19.03.2024 22
- Тетрадь, А6, 115х165 мм, 32 л, ФЕНИКС+18.03.2024 75
- Дневник школьный, А5+, 48 л18.03.2024 78
- Блокноты "Notebook", 48 л,НОЧНОЙ ГОНЩИК, ФЕНИКС+18.03.2024 90