АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8K9Nw9
Рекомендуем
9 декабря 2016

История карандаша и его реклама. Взгляд столетней давности.

История карандаша и его реклама. Взгляд столетней давности.
Уважаемые коллеги, многие из нас пишут рекламные статьи, используя исторические параллели и погружая читателя в историю создания и развития того или иного канцелярского предмета, производства или бренда. Это правильно, потому что, история всегда вызывает интерес. Кроме того, такие тексты можно использовать и в интернет-магазинах, привлекая внимание розничных покупателей.
Эти статьи могут быть более или менее информативными, интересными или абсолютно не читабельными, но тут уже у кого как получается. На КанцОбозе также появляется всё больше подобных публикаций. Этот рекламный ход, на мой взгляд, постепенно превратился даже в особый и интересный жанр. А значит, появился повод обратиться всё к той же истории и посмотреть, как такие тексты писали, например 100 лет назад, а заодно, сравнить их с современными.
И такие тексты были. Ниже приведена выдержка из рекламной брошюры карандашной фабрики В.Ф. Карнац. «Карандаш. Его значение, история и производство». Такой представлялась история карандаша его производителям в 1911 году. Я исключил из перепечатанного текста собственно рекламный блок, оставив только историческую справку. Но и подача рекламы не менее интересна. Полностью текст брошюры, включая рекламный текст о «первой в России паровой карандашной фабрике», о моделях карандашей, о «сибирском и мексиканском графите» можно прочесть в Отраслевом канцелярском музее.
Отсканированные страницы "Отраслевому канцелярскому музею" предоставил наш коллега А.В. Горденко. А саму историю карандаша, как её видели 100 лет назад, я предлагаю Вашему вниманию.

В истории культуры минувшего столетия, при развитии искусства, науки и взаимного сношения, в числе тысяч новых изобретений, карандаш безусловно играл не последнюю роль, и, надо полагать, что он и в будущности удержится на завоеванном месте. Он стал другом и необходимым помощником всех кругов образованного населения.

История карандаша и его реклама. Взгляд столетней давности.
Художник набрасывает карандашом на полотно основные черты своей картины, или же, он рисует свои идеи при помощи карандаша в выразительных оттенках. Им же поэт удерживает мгновенные проблески своего гения. Светила зодчества и ваяния делают наброски прелестных форм и фигур также посредством карандаша, и композитор схватывает мотив, который не будь он записан, улетучился бы. Стенограф карандашом улавливает дословно сообщения исследователя и речь оратора. Купец, техник, инженер, профессор, школьник, ремесленник, ученик, даже ученики сельских училищ – одним словом всякий, кого коснулось умственное веяние нашего столетия, нуждается в карандаше, так как этот последний, содействуя быстрому письму, дает возможность следовать за самым скоропроходящим явлением и дать ему прочную форму.
Карандаш имеет свою долголетнюю историю. В России же история его начинается с сороковых годов.
В старину не знали ничего похожего на теперешний карандаш.
В средние века свинец употреблялся в виде кругов или угловатых кусков для черчения линий.
Только в четырнадцатом веке мы встречаем нечто вроде карандашей: продолговатые кусочки свинца или серебра, которыми рисовали, или вернее, царапали рисунок.
В начале XV века в Италии изобрели смесь свинца и олова, которая давала возможность производить рисунки в роде теперешних карандашных набросков, хотя материал был довольно негоден, лучшим доказательством чего служит то обстоятельство, что для рисования все еще употребляли преимущественно мел и, добываемый из недр земли, красный мел, которыми действительно выполняли выдающиеся произведения в области искусства рисования.
То, что мы в настоящее время называем карандашом, начали выделывать только в середине XVI века: делали его из графита после того как в Англии, в Борродяле, в графстве Кумберланд, открыли графитовый рудник. Добываемый из этого рудника графит отличался особенной чистотой и плотностью и употреблялся туземцами для отметки овец и гончарами для окраски горшков.
Кто именно первым употребил графит на выделку карандашей для рисования и письма – неизвестно.
Из графита выпиливали палочки, клали их в деревянную оправу и, таким образом, получали первые карандаши, которые походили на наши нынешние; они высоко почитались и дорого оплачивались художниками, хотя они очень легко ломались. Происходило это от того, что графит без примеси, распиленный на тонкие палочки, не имеет крепости и очень хрупок. Несмотря на то, что из графитового рудника в Англии только в течение шести недель ежегодно дозволялось добывать графит, и строго воспрещалось вывозить его в сыром, необработанном виде за границу, рудники все-таки понемногу совершенно истощились. Тогда англичане пытались приспособить к употреблению остатки хорошего графита, вместе с считавшимися до тех пор негодными для выделки карандашей, твердыми сортами графита: их превращали в порошок, очищали и, с связывающими веществами, употребляли на карандаши. Однако карандаши оказались плохими. Все старания были тщетны! Сорта графита, которые находили в других странах, также содержали примеси минералов, негодных для производства карандашей, они притом легко рассыпались, так что нельзя было пилить их на палочки. Изготовление хороших карандашей сделалось невозможным. Вопрос, каким путем снова производить хорошие карандаши, повел к многочисленным попыткам, которые однако долго оставались безуспешными. К графиту примешивали клей, камедь, белужий клей и даже серу, и из этой массы образовывали большие глыбы, которые распиливали на палочки.
Но при всех этих опытах получался карандашный материал, сравнительно с английским графитом, более или менее негодный для рисования.
Так например, если у карандаша, графит которого содержал примесь серы, отломился кончик, нужно было карандаш согревать над свечкой и пальцами образовать новый кончик.
Приблизительно в половине XVII века производство карандашей перешло в Германию и почти одновременно во Францию.
Решительный переворот в фабрикации карандашей состоялся в конце XVIII века – изобретение француза Конте, который, превратив графит в порошок, придумал примешивать к нему глину. Посредством примеси к графиту большего или меньшего количества глины, получили возможность придавать карандашам различную твердость, которая дает при рисовании более или менее темные черты.
Графит, смешанный с глиной, при помощи воды, обращали в тесто, из которого делали палочки, которые, для получения крепости, обжигали. Но прошло еще много лет, пока карандаши достигли того совершенства, в котором они находятся в настоящее время.
После нового изобретения напрасно ожидали более быстрого развития производства, оно встречало еще бесконечное число затруднений. Только устройством различных необходимых машин наконец устранены препятствия, задерживавшие это дело, и давнишние желания потребителей карандашей, касательно улучшения их качества, были исполнены.
У нас в России первые карандаши по достоверным сведениям стали выделываться в Москве, в 40-х годах текущего столетия, однако они были довольно плохого качества, так что карандаши высших сортов приходилось выписывать из-за границы.
Продолжение здесь

Игорь Зайцев

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Самодельные елочные игрушки: бумага, картон, фольга и немного фантазии
Следующий материал
МПМ + Deli: «Движение только вперёд!»


Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний