OfficeFile.ru
 
Облако тегов
Новости

События

Канцелярский Форум
Фотогалереи
Июн
4
2015 г

Канцтовары в стиле «ретро»

Ни для кого не секрет, что мода развивается циклически. Вещи, дизайн которых еще совсем недавно казался нам безнадежно устаревшим, внезапно оказываются на волне современных тенденций. Это в полной мере относится не только к одежде и предметам интерьера, но и к канцтоварам. О феномене стиля «ретро» и о том, как он воплощается в предметах офисного обихода, и пойдет речь в статье.

Понятие «ретро» не имеет четкого определения. Впервые этот термин начал употребляться в начале 80-х годов XX века. К этому моменту мода в одежде, казалось бы, перепробовала все возможные вариации на тему силуэта и расцветки, наступил некий застой, характеризующийся отсутствием свежих идей. И тогда модельеры, которые ранее украдкой заимствовали отдельные элементы в платьях ушедших эпох, открыто заявили, что берут целые стилистические направления из прошлого. Мода на ретро охватила не только индустрию производства одежды, но и другие направления в дизайне.
Как отличить ретро от просто старомодного дизайна? По мнению автора статьи, есть два основных критерия. Во-первых, стиль «ретро» обращен к временным периодам, стиль которых сейчас модно копировать. Например, если в моде 20-е и 80-е годы, то 60-е — это уже не ретро. Вот когда в моду войдут 60-е — тогда это будет действительно ретро. Стили каких эпох модны в данный момент, зависит от многих факторов. Это и цикличность развития моды, и поиск решения социально-экономических проблем в прошлом, и даже произведения искусcтва, завоевавшие большую популярность. В последнем случае роль трендсеттеров все чаще выполняют голливудские фильмы вроде «Титаника», «Великого Гэтсби» и многих других, устанавливающие моду на стиль тех времен, где происходит их действие. Впрочем, есть и эпохи, которые привлекают внимание дизайнеров на протяжении уже многих десятилетий, вне зависимости от текущей конъюнктуры. Применительно к XX веку это 20-е годы, когда происходили значительные социально-экономические и культурные изменения, а также 50-е годы, когда в США наблюдался значительный экономический подъем.

Во-вторых, для стиля «ретро» характерно не просто копирование всех элементов стиля определенной эпохи, а воспроизведение именно тех деталей, которые были для нее наиболее характерны, и даже некоторое подчеркивание их. Создавая вещи в стиле «ретро», дизайнер должен глубоко прочувствовать воспроизводимую эпоху, кратко и лаконично сформулировав для себя, чем она отличается от других периодов времени, и именно от этого выстраивать работу по созданию дизайна.

Применительно к канцтоварам, стиль «ретро» может проявляться в одном из трех вариантов: возобновление выпуска легендарных некогда моделей максимально близко к изначальному варианту; стилизация дизайна новых моделей под стиль определенного времени; выражение современных смыслов художественными приемами, характерными для прошлых эпох.

Ретро по-настоящему
Серьезный подход к созданию канцтоваров в стиле «ретро» подразумевает использование аутентичных материалов. С такими «материалами на все времена» как металл, дерево, ткани и натуральная кожа, проблем не возникает. Но есть и такие материалы, широко использовавшиеся в начале и середины XX века, как синтетические смолы, целлулоид и эбонит. Когда-то это были распространенные материалы. Позже они были вытеснены более совершенными пластмассами, такими, как, например, полистирол. Теперь материалы, применявшиеся при производстве легендарных авторучек прошлого, выпускаются в ограниченном количестве, а навыками их обработки владеют лишь немногие мастера.

В прошлом корпус авторучки изготавливался заливанием синтетической смолы в форму и добавлением отвердителя. Процесс затвердевания смолы длится до суток, все это время форма, изготовление которой является одним из самых дорогостоящих этапов при производстве авторучки, занята. Конечно, результат того стоит — в результате получается прочное изделие, которое можно отполировать до красивого блеска. В прошлом иначе изготавливать изделия из полимеров просто не умели, но, когда практически любая авторучка уже сама по себе являлась предметом роскоши, можно было позволить потратить несколько часов на затвердевание материала. Позже была создана технология литья под давлением, в десятки раз сократившее затраты времени на производство авторучек. Для нее используется полистирол или некоторые другие аналогичные пластики. Но они более мягкие, чем затвердевшая синтетическая смола, и их невозможно отполировать до столь впечатляющего блеска.

В описаниях роскошных авторучек в качестве материала, из которых они изготовлены, обычно указывается просто «смола», причем ее состав не раскрывается производителями. Официально эта скрытность объясняется наличием неких производственных секретов. Впрочем, здесь большую роль играют совершенно иные соображения. Длительное время авторучки выпускали из бакелита, который также известен под названием «фенолформальдегидная смола». О вредности этого материала сейчас знают практически все. Вместо бакелита сейчас применяются другие, более безопасные, синтетические смолы, не уступающие ему по красоте получаемых изделий. Но раскрыть состав смолы — значит, признать, что в «легендарной авторучке, производство которой, спустя десятилетия, было возобновлено» используется материал, отличный от исходного. Специалисты по авторучкам утверждают, что в самых дорогих авторучках обычно используется акриловая, а в тех, которые немного подешевле — эпоксидная смола.

Изделия из целлулоида выглядят очень красиво, его ни с чем не спутаешь, но этот материал практически вышел из употребления из-за того, что легко воспламеняется. Для авторучки это не представляет значительной проблемы, особенно если её носить в закрытом футляре, но на производстве требуется соблюдать повышенные меры безопасности. И, если раньше авторучки из целлулоида были дешевым массовым товаром, то теперь, в связи с малыми объемами производства, из целлулоида изготавливают только элитные модели авторучек. Кстати, некоторым пользователям, помимо характерного блеска и эффектной фактуры целлулоида, также нравится… запах, исходящий от этого материала. В самом деле, целлулоид пахнет камфарой, это безвредное вещество природного происхождения. В то же время, многие современные пластмассы имеют резкий «химический» запах. Эбонит по фактуре напоминает черное дерево. Он хорошо поддается полировке. К тому же, этот материал очень легкий. Недостатком эбонита, из-за чего он вышел из употребления, является большой объем ручного труда при производстве изделий из него. Но для канцтоваров премиум-класса это является преимуществом — в них обязательно должен быть вложен труд опытных мастеров. Фидер (устройство, отвечающее за равномерность подачи чернил в перо) в самых дорогих авторучках изготавливают, как правило, из эбонита. Возможно, изделия из современных высокотехнологичных пластмасс и будут лучше справляться с задачей, но эбонитовый фидер может быть изготовлен и установлен только вручную.

Современность, перенесенная в прошлое
Модным направлением сейчас стало реализация современных смыслов дизайнерскими приемами в стиле «ретро». Начало этому положили завоевавшие огромную популярность плакаты, где понятия современной офисной жизни изображались языком советских плакатов. Конечно, это пародия, стёб… но не над стилем советских плакатов, который нередко соответствовал лучшим мировым образцам агитационной продукции, а над современной действительностью. Следует отметить, что это не российское изобретение. Еще раньше в США появилась мода на отображение современной жизни в стилистике рекламы прошлых лет.

Характерным примером может служить визитница, стилизованная под научно-популярную книгу с названием «Акулы большого бизнеса», якобы выпущенной в 1957 году в СССР неким «Институтом природоведения». Здесь ирония и над вторым смыслом слова «акула», получившим большое распространение в советское время и добрая пародия на советскую научно-популярную литературу, не отличавшуюся, может быть, эффектностью подачи материала, но открывающая пытливому уму хорошо систематизированные знания.

Другой пример — подставка под канцтовары, стилизованная под кубик Рубика. Она явно отсылает к началу 80-х годов, когда эта головоломка была культовой. В то же время, тогда подставок с таким дизайном не было, так как кубик Рубика интересовал не своим внешним видом, а функциональностью — в качестве мощного средства развития пространственного воображения. Подставка под канцтовары в виде собранной головоломки символизирует размеренную офисную жизнь, где нет необходимости состязаться с друзьями в ловкости рук. Но это еще и ностальгия по временам, когда игры еще не перешли в виртуальное пространство и имели материальное воплощение. А именно пробуждение ностальгических чувств и является одной из причин, почему стиль «ретро» так популярен в наше время.
Алексей Васильев, Office File №170



Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

OfficeFile.ru

Рейтинг компании на портале: 12345 4.91 4.91 (оценило: 672 человек)
Отправить запрос в компанию

 

 

9 Дек. 2016 12:00   Просмотров 41 41
12345 0  (оценило 0 человек)
Weekly #90
Наверх