АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
Рекомендуем
Случайное КанцФото
26 февраля 2015

Товары под защитой

Современный магазин — это, как правило, магазин самообслуживания. Такой способ торговли удобен покупателям, а для торговых фирм он позволяет получить дополнительную прибыль. Но есть проблема, связанная с тем, что не все покупатели хотят добросовестно расплатиться за взятый на полке товар. Обнаруживать магазинных воров помогают технические средства.
Товары под защитой
Принцип действия используемых сейчас в магазинах противокражных систем примерно одинаков. На товар прикрепляется метка, которая в активном состоянии обнаруживается «воротами», установленными на выходе из торгового зала или магазина. При покупке товара метка отделяется или деактивируется. Важным моментом является то, что отделить или деактивировать метку покупатель не может, не сделав действий, которые привлекут внимание охраны или продавцов.
В России для данных систем также употребляется термин «антикражная система», или, жаргонно, «антикражка». В зарубежной литературе принят термин EAS от слов Electronic Article Surveillance, что дословно переводится как «электронный надзор за предметами».

Удаляемые и деактивируемые метки

Соответственно, по действиям кассира при оплате товара противокражные системы можно разделить на те, у которых метка деактивируется и тех, у которых метка удаляется. Деактивируемая метка, как правило, имеет простую, дешевую конструкцию, она прочно прикрепляется к товару. В большинстве случаев такие метки приклеивают к товару. Современной тенденцией является выпуск одежды по заказу крупных торговых сетей с пришитыми ярлыками, содержащими деактивируемые метки. После того, как вы сделали покупку и принесли одежду домой, нужно срезать этот ярлык, чтобы он не мешал ношению и стирке вещей.
Обычно деактивируемые метки являются одноразовыми. Тем не менее, некоторые из них можно восстановить (активировать) и использовать многократно. Но эта возможность в торговле практически не используется.
Удаляемая метка прикрепляется к товару при помощи специального крепежа, который может быть быстро удален только при помощи устройства, имеющегося у кассира. Такие метки используются для товаров, на которые нельзя приклеить метку, не испортив их внешний вид (например, для одежды), а также для товаров, на которые одноразовые метки технически невозможно приклеить, чтобы система нормально работала (например, товары из магнитных металлических материалов). Удаляемые метки являются многоразовыми, поэтому их экономически выгоднее использовать. Многоразовая метка может иметь более сложную конструкцию, чем одноразовая, что позволяет повысить точность обнаружения товара. Поэтому, если продаваемый товар конструктивно оказывается очень удобным для установки удаляемой метки, то нередко именно такие метки и используют. Например, на бутылки с алкоголем устанавливают только многоразовые метки.
Вариантом удаляемой метки является коробка из прочного прозрачного пластика (как правило, поликарбоната), куда помещается товар. Эта коробка может быть быстро открыта только на кассе. Такую коробку или закрывают с помощью многоразовой метки с тросиком, или же приклеивают к ней метку изнутри.

Техническая реализация

Противокражные системы по технической реализации делятся на четыре основных типа.
Электромагнитные. Представляют собой узкую наклейку с двумя полосками. Одна из полосок изготовлена из материала с нелинейными магнитными свойствами, другая — из хорошо намагничиваемого материала. «Ворота» на выходе излучают электромагнитное поле с рабочей частотой, лежащей в пределах 16 Гц–12,5 кГц. Такой большой разброс по частоте требует использовать совместно с данной моделью ворот только определенные модели меток. Когда товар с активной меткой проходит через «ворота», то полоска начинает давать электромагнитные колебания, как с рабочей частотой, так и с кратными ей частотами. Система определяет эти колебания и дает сигнал тревоги.
Деактивация метки осуществляется ее намагничиванием. Под действием постоянного магнитного поля нелинейные магнитные свойства материала теряются.
Преимуществ у электромагнитных систем множество. Деактивируемая метка имеет небольшие размеры и стоит очень дешево (от 0,25 руб. за штуку), что, безусловно, является значительным преимуществом для магазинов канцтоваров, где преобладают недорогие товары с малыми габаритами. Кроме этого, метку допускается приклеивать к товарам из немагнитных металлов. Наконец, при необходимости электромагнитную метку можно повторно активировать, для этого ее нужно размагнитить. Ширина прохода на выходе, для которого возможно обнаружение кражи товара, достигает 2 метров. Недостатком электромагнитных противокражных систем является низкая точность обнаружения краж товара — около 70%.
Товары под защитой
Радиочастотные. Сразу следует отметить, что данная технология не имеет никакого отношения к RFID, то есть радиочастотным идентификационным меткам. Рабочая частота стандартизирована и равна 8,2 МГц, что позволяет использовать метки от разных производителей. Метка представляет собой колебательный контур, настроенный на рабочую частоту. В «воротах» также установлен колебательный контур, подключенный к радиочастотному генератору. Система обнаруживает появление вблизи него колебательного контура с той же частотой, то есть метки, и подает сигнал тревоги.
Деактивация одноразовой радиочастотной метки производится путем подачи на нее мощных электромагнитных колебаний с резонансной частотой, в результате чего происходит пробой конденсатора. Повторная активация невозможна. Также есть и удаляемые радиочастотные метки.
Преимуществом радиочастотных систем является очень низкая стоимость оборудования — цены начинаются с 17500 рублей за одни «ворота». Одноразовые метки относительно недорогие — они стоят примерно от 0,4 руб. за штуку. При этом точность срабатывания составляет около 90%, что является высоким показателем. К недостаткам можно отнести чувствительность к электромагнитным помехам, относительно большие размеры деактивируемой метки, имеющей, как правило, форму квадрата со стороной 3–5 см, а также невозможность наклеивать метку на металлические поверхности, даже немагнитные. Ширина прохода может достигать 2 метров.
Товары под защитой
Акустомагнитные. Метка в этих системах представляет собой магнитную полоску с ярко выраженным акустическим резонансом на рабочей частоте равной 58 кГц. «Ворота» периодически излучают сигнал с рабочей частотой и следят за откликом. После возбуждения, когда «ворота» уже перестали передавать сигнал, полоска некоторое время излучает электромагнитные колебания с рабочей частотой. По этим колебаниям система и определяет, что через «ворота» проносят неоплачиваемый товар.
Деактивация осуществляется размагничиванием полоски. Повторная активация теоретически возможна — надо лишь намагнитить полоску. Но используемое для этого магнитное поле имеет строго определенные характеристики, что сложно обеспечить в условиях магазина. Поэтому на практике деактивируемые метки являются одноразовыми.
Основными преимуществами акустомагнитных систем являются высокая точность обнаружения — около 95% — и большая ширина прохода, которая может достигать 10 м. Правда, практического смысла столь большая ширина не имеет, так как поблизости с «пунктом пропуска» должна находиться сирена, и там же должен стоять охранник, так что столь широких проходов при использовании противокражных систем просто не делают. Приятная особенность — «ворота» имеют относительно небольшие размеры и могут быть выполнены в стильном дизайне. В дополнение к ним можно разместить в других местах еще и антенны, совсем не похожие на «ворота», повысив надежность определения. Рабочая частота 58 кГц характеризуется тем, что на ней очень мало помех, то есть радиочастотные помехи не являются проблемой для акустомагнитных систем.
Недостатками акустомагнитных систем являются относительно высокая стоимость одноразовых меток — примерно 1 руб. за шт, а также их значительная толщина.
Радиомагнитные. Эти системы используют одновременно две рабочие частоты — 74,218 Гц и 8,2 МГц. На первой из них осуществляется распознавание по электромагнитному принципу, на второй — по радиочастотному. На товары, в зависимости от их свойств (размеры, материал, цена и т.п.), устанавливаются либо электромагнитные, либо радиочастотные метки. Если хотя бы по одному из двух принципов распознавания будет обнаружена активная метка, система подаст сигнал тревоги. В том случае, если необходимо обеспечить повышенную точность определения, на товар устанавливаются две разные метки. Как правило, это деактивируемая электромагнитная и удаляемая радиочастотная. При использовании двух различных меток точность распознавания достигает 99%.
Недостатками радиомагнитных систем являются дороговизна оборудования и малая ширина прохода — не более 0,8 м.
Благодаря возможности работы с самыми разными типами товаров, радиомагнитные системы широко используются в супермаркетах и гипермаркетах.

Проблема фольгированных сумок

Перечисленные способы защиты от кражи бессильны, если в магазин пришел профессиональный вор с сумкой, проложенной внутри фольгой или же с одеждой, у которой имеется подкладка из фольги. Тогда достаточно спрятать товар в фольгированную сумку или в карман одежды с экраном из фольги, и появляется возможность вынести товар из магазина, будучи незамеченным противокражной системой. С этим можно бороться, более внимательно наблюдая за поведением покупателей. Более эффективный способ — установка противокражной системы со встроенным металлодетектором, которая сразу определит наличие у покупателя фольгированной сумки или одежды с фольгированной подкладкой. В том случае, если вход и выход в торговый зал осуществляются через одни и те же «ворота», система подаст сигнал тревоги уже при входе злоумышленника. Проблема внедрения таких систем заключается в их дороговизне. Например, цены на радиочастотные противокражные системы со встроенными металлодетекторами начинаются с 50000 рублей за «ворота». Также можно установить металлодетектор в дополнение к уже имеющейся противокражной системе.

Перспективы использования RFID

Широкое использование RFID в торговле, казалось бы, открывает возможности для внедрения противокражных систем, реагирующих на RFID-метки. Тем более, что RFID-метки могут распознаваться на расстоянии до сотен метров.
На самом деле, столь высокой дальностью действия обладают активные RFID-метки со встроенными источниками питания. Такие метки устанавливают, например, на контейнеры с товарами.
В розничной торговле рентабельно использование только недорогих пассивных RFID меток. Эти метки получают питание через радиоволны, излучаемые сканирующим устройством. Типичный радиус действия дешевых одноразовых пассивных RFID меток, наклеиваемых на товар, составляет 30 см. Вот почему в существующих реализациях магазинов без продавцов на основе RFID, как правило, для оплаты покупки требуется поставить корзину в определенное место. Больший радиус действия требует использования более дорогих меток, что делает использование RFID на нынешнем уровне развития технологии нерентабельным. Поэтому противокражные системы на основе RFID пока не получили в розничной торговле массового распространения.

Выводы

Применительно к обычному магазину канцтоваров оптимальным вариантом по соотношению цена/качество является использование радиочастотных систем. Для дорогих предметов малого размера следует предусмотреть их размещение на стеллажах в прозрачных закрытых коробках, снабженных меткой. Если же магазин специализируется на продаже товаров для офиса премиум-класса, то становится выгодным применение акустомагнитных систем. Для таких систем предлагается широкий выбор разнообразных вариантов меток, в том числе и предназначенных специально для защиты дорогостоящих товаров.
Office File, №170
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Привлекательные скидки
Следующий материал
Визуальное оформление канцелярской продукции


Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
19 апреля
Новинки компаний