Канцелярское Дело
 
Облако тегов
Новости

События

Канцелярский Форум
Фотогалереи
Сен
4
2012 г

«Книжные магазины не только претендуют на лидирующие позиции канцелярского рынка, они их уже занимают!»

Сергей Кустов - Мирс
В офисах, домах, учебных заведениях и развлекательных центрах – повсюду книгу в ее традиционном виде сурово притесняют компьютерные инновации, как узкофункциональный, громоздкий, недолговечный, затратный рудимент. Какой путь выбрать книжному бизнесу, чтобы не кануть в Лету, и какую роль играют сегодня канцтовары на книжных прилавках? Об этом мы побеседовали с генеральным директором хабаровской компании «Мирс» Сергеем Кустовым.
– Сергей, расскажите, в каком состоянии сейчас находится книжный рынок в России?

– Говоря о книжной рознице, хочу заметить, что книжных магазинов в России всегда не хватало. Четыре года назад на рынке было порядка трех тысяч магазинов, а специалисты отмечали, что требуется пять-шесть тысяч. А тут еще кризис, банкротство «Топ Книги», закрытие магазинов и проблемы сети «Буква»… По факту, сейчас на рынке осталось немного серьезных игроков. В первую очередь, это сетевые магазины, из которых федеральной является лишь сеть издательства «Эксмо» – «Новый книж- ный – Буквоед». Также существуют локальные сети – в Москве это МДК, в регионах развивают сетевую книжную торговлю компании «Амиталь», «Люмна», «Мирс», «ПродаЛитЪ», «Таис» и еще пять-шесть структур. Все остальные – или независимые магазины, или «сеточки» до десяти торговых точек.

– Как можно прогнозировать развитие отечественного книжного рынка?

– Сейчас книжная торговля переживает непростые времена – падение интереса к чтению, электронные носители, интернет- торговля книгами. Все это серьезно влияет на падение розничных продаж. По моим прогнозам, книжный рынок в ближайшие три года упадет на 35-40%. В первую очередь, это, безусловно, касается розничной торговли книгами. Крупнейшие игроки розничного книжного рынка – это сеть «Новый книжный – Буквоед» и сеть МДК с оборотом более полутора миллиардов рублей в год. Оборот от пятисот миллионов до полутора миллиардов имеют московские «Библио-Глобус», «Москва», «Молодая Гвардия» и «Санкт-Петербургский Дом книги». Из региональных компаний в этой группе «Амиталь», «Люмна», «Мирс», «ПродаЛитЪ», «СибВерк», «Таис». Еще пара игроков – с оборотом от двухсот до пятисот миллионов, у остальных годовой оборот ниже этой планки. А большинство игроков выступают с оборотом до пяти миллионов рублей в год. Это если иметь в виду только продажу книг. Я уже говорил, что проблем сейчас достаточно, но нынешняя расстановка сил такова, что многие мелкие игроки серьезно сдают позиции, а крупные умудряются на падающем рынке расти, открывать новые магазины, улучшать ассортимент, перетягивают к себе бывших покупателей «Топ Книги» и «Буквы», устраивают распродажи и различные акции, стимулирующие продажи.

– Частым дополнением к основному ассортименту в книжных магазинах являются канцелярские товары, насколько они важны?

– Все книжники – и теряющие силы сейчас, и приобретающие лидирующие позиции – в последнее время уделяют все больше внимания сопутствующим товарам. Традиционно книжные магазины всегда торговали канцелярскими товарами и открытками. Сейчас активно и повсеместно в ассортимент также вводят сувениры и игрушки, товары для творчества. Но по-прежнему канцелярские принадлежности являются главными сопутствующими товарами. Именно эту группу на настоящий момент увеличили в своих магазинах основные книжные торговцы до 20–30%. Например, в нашей компании в 2011 году этот сегмент составил 48% в розничной продаже. Уже язык не поворачивается называть канцелярские товары в книжных магазинах сопутствующими.

– Могут ли книжные магазины претендовать на лидерство на канцелярском рынке?

– Книжные магазины не только претендуют на лидирующие позиции канцелярского рынка, я убежден, что они их уже занимают! При всем уважении к канцелярской рознице, в книжные магазины люди заходят гораздо чаще. А в сезон Back to School люди покупают сначала учебники, а потом ранцы и канцтовары, причем чаще всего в тех же торговых точках. Посмотрите, что творится в августе и сентябре в магазинах «ПродаЛитЪ» или «Люмна», например. Я лично в начале сентября был в МДК и видел очереди, охватывающие тридцать касс, и наблюдал абсолютную тишину в канцелярском «Комусе». Я понимаю, что эта компания ориентирована на корпоративные каналы, но все же такое сравнение мне кажется наглядным. Все перечисленные мной региональные книготорговцы бесспорно входят в TOP-10 крупнейших региональных фирм по продаже канцелярских товаров.

– Какие факторы, по вашему мнению, дают преимущества книжникам перед канцелярщиками на рынке канцтоваров?

– Вообще, если сравнивать книжный и канцелярский бизнес, становится видно, что первый, несмотря на все сегодняшние трудности, прошел многое из того, что канцелярщикам еще предстоит. Семь-восемь лет назад, когда на книжном рынке было явное перепроизводство товара, издатели стали давать сумасшедшие отсрочки платежа (от шести месяцев), увеличивать скидки, чуть позже начали принимать остатки непроданных книг. Тем самым они колоссально помогали рознице развиваться и зарабатывать деньги. У поставщиков канцелярских товаров продукта на порядок больше, чем может проглотить рынок, да еще и все регионалы рванули в Китай. Но пока, за редким исключением, поставщики не меняют никаких условий, не говоря уже об их стремлении работать со всеми: и с палатками, и с сельскими оптовиками. Еще семь лет назад в каждом городе были десятки оптовых торговцев книгами, и где они сейчас? Их нет! На канцелярском рынке происходит то же самое. В конце концов, останется до пяти региональных оптовиков на всю страну и хорошо развитая розница. Вот что надо развивать, а не грузить товар всем без разбора на одинаковых условиях. В итоге книжно-канцелярская розница, как более грамотно развитая, будет все больше и больше теснить традиционную канцелярскую. Тем более что лучшие книжники неплохо заработали и развились. А освобождающиеся от книжной продукции деньги – в ближайшие три года их будет немало – пойдут в канцелярию.

– Нужно ли ждать от книготорговцев серьезной работы над собственными торговыми марками?

– Из всех мне знакомых книжников свою марку развивает наша компания «Мирс». Издательство «Эксмо» продает под собственным брендом канцелярские товары через «Новый книжный – Буквоед». Мы шьем ранцы и пеналы, производим ручки в Китае, печатаем тетради в ростовской типографии, в Корее выпускаем клей... Ассортимент пока не полный, но мы потихоньку пытаемся развивать свою торговую марку. О создании собственных брендов ведутся разговоры и, я думаю, когда в связи с падением продаж книг начнут освобождаться реальные деньги, какая-то их часть, безусловно, пойдет на развитие собственных марок. Желающих иметь свой бренд большое количество – несмотря на то, что это не всегда нужно. Но нельзя отрицать, что при опыте книжников по продаже канцтоваров, опыта производства и продвижения собственных канцелярских торговых марок у книжников нет. Издательства пытаются заниматься этим вопросом, покупают лицензии – тот же «Феникс», «Росмэн», «Экс- мо», «Проф-Пресс». Но обороты по этой продукции пока незначительны, и сейчас выпуск собственных канцтоваров для книжных компаний, скорее, дело будущего.
Журнал "Канцелярское Дело" № 7 ( 175) ИЮЛЬ 2012
Беседовала: Мария Гурова



Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

Канцелярское Дело

Рейтинг компании на портале: 12345 3.68 3.68 (оценило: 94 человек)
Отправить запрос в компанию

 

 

Наверх