АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
 
Рекомендуем
Случайное КанцФото
21 июля 2011

РОДОСЛОВНАЯ КАРАНДАША

РОДОСЛОВНАЯ КАРАНДАША
В XII веке вам бы пришлось довольствоваться свинцовым стерженьком. Он был прадедушкой нашего современного карандаша и носил другое имя - штифт. В немецком языке это имя - Bleistift (свинцовый стержень) сохранилось и по сей день. Первый мягкий бледно-серый след свинцового штифта появился еще в древности на листах пергамента. Правда, для текста он был бледноват. Им просто размечали строки. Более темную черту оставлял штифт «из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова». Линия со временем под действием кислорода воздуха темнела, но легко удалялась мякишем хлеба, пемзой - ластик придумали только в XVIII веке.
В эпоху Возрождения изысканной публике и людям искусства с большим успехом служил серебряный брат свинцового штифта. Его темно-серая черта коричне-вела при окислении, и стереть ее мякишем или пемзой было невозможно. Поэтому рисовать такими карандашами могли себе позволить только великие мастера рисунка, не наносящие на бумагу ни одной лишней или неточной линии. Сохранились серебряные рисунки Леонардо да Винчи, Дюрера и даже один серебряный штифт, принадлежавший Луке Кранаху.
Но у металлических карандашей были еще двоюродные братья, минеральные. Прежде всего это древесный уголь. Каждый при желании может изготовить для себя доброкачественный, угольный карандаш. Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» («Trattato della pittura», 1437 г.) предлагает такой рецепт. Нужно взять «ивовые палочки, сухие и тонкие, нарезать их длиной с ладонь», «обстругать и очинить с обоих концов, как у веретена» и связать в пачки. «Возьми потом новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь ее глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу, поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны». Но стоит ли трудиться? Уголь плохо держится на бумаге. Его необходимо закреплять. В XV веке в Италии не ленились: смачивали предварительно бумагу водным раствором клея, например гуммиарабика. Затем на высохшие листы наносили рисунки углем. Готовую работу подвергали действию водяного пара. При этом клеевой слой размягчался и, высыхая, прочно скреплял уголь с бумагой.
Рисунки художников всех эпох - живая иллюстрация истории карандаша.
Профильный портрет воина, выполненный Леонардо да Винчи (рисунок слева), сохранил следы серебряного карандаша. Свинцовый карандаш. Его мягкие штрихи удачно использовал Камилл Коро в рисунке «Крестьянская девочка Эме Ренуаф с ребенком».
Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguineus - кроваво-красный) впервые была введена в технику рисунка Леонардо да Винчи; используется художниками по сей день. Пример такой техники - на рисунке О. А. Кипренского «Натурщик».
Итальянский карандаш. Голландскому художнику Паулюсу Поттеру (XVII в.) было достаточно нескольких штрихов - и выразительный «Этюд кабана» готов. И наконец, простой карандаш. Уверенным росчерком создал Анри Матисс лирический портрет-воспоминание «Памяти Анжелы Ламот» (1943 г.).
Когда в том же XV веке в Пьемонте был найден «черный камень», «черный мел», или попросту черный глинистый сланец, проблем с внедрением нового пишущего средства не было. А сегодня становится понятным происхождение слова «карандаш»: тюркские корни «кара» - черный, «даш» - камень. Итальянский карандаш, не требовавший ночных походов к булочнику, быстро перекочевал в арсенал активных художественных средств. Месторождение в Пьемонте иссякло, его сменили залежи в Тюрингии, в Андалузии. Париж не располагал такими богатствами. Зато здесь догадались смешать белую глину с ламповой сажей. Так родился искусственный парижский карандаш, или «соус» (velourssauce, буквально - бархатный соус). Он был мягче и чернее итальянского и значительно меньше царапал бумагу. Потом Леонардо да Винчи нашел сангину. Это «красный мел» - природный каолин, окрашенный окислами железа. (Его можно приготовить также искусственным смешиванием.) Красно-коричневые оттенки сангины как будто специально созданы для рисунков человеческого тела. Леонардо много экспериментировал в технике живописи, правда, не всегда успешно. Многие из красок его изготовления вскоре осыпались с великих полотен. Так было с картиной «Тайная вечеря». Сохранить ее стоило больших трудов. Зато рисунки и портреты сангиной уцелели. Если есть черный мел и красный мел, то почему бы не сделать цветной? Так подумали во Франции в том же XV столетии и изобрели пастель - снова мел с добавками разных натуральных пигментов. Pastel - французский вариант итальянского pastello (уменьшительное от pasta - тесто). «Художники делают эти карандаши в цилиндрической форме, окатывая их на мраморном камне, и сгущают их с примесью жира или гуммиарабика, или соков смоковницы, или сыворотки. Тем самым одни карандаши становятся мягче, другие же тверже»,- писал лионский профессор Петрус Григориус в своем трактате «Syntaxeon artis mirabilis» в 1574 году. Младшая сестра в карандашной семье, пастель была любима художникам всех эпох.
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний