Канцелярское Дело
 
Облако тегов
Новости

События

Канцелярский Форум
Фотогалереи
Апр
4
2010 г

Производители кистей: «К сезону готовы!»

Конкуренция
Исторически сложилось так, что Киров стал центром производства кистей в России. По одной из версий, был какой-то эмигрант, предположительно еврей из Германии, который во второй трети прошлого века дал толчок к развитию кисточного дела. Скорее всего, причина кроется в географическом местоположении Кирова – в его приближенности к источникам сырья – сибирским лесам. Факт в том, что массовое производство кистей на земле вятской началось с одного крупного предприятия, в постсоветские времена преобразовавшегося в ООО «Художественные материалы». Оно же стало «родителем» множества небольших фирм по производству кистей, которые начали самостоятельную деятельность в 90-е годы. В настоящее время в Кирове около пяти компаний- производителей кистей, в том числе ООО «Нил», ООО «ПТК Артекс-М», «Живописные кисти». Крупнейшим по-прежнему остаются «Художественные материалы». Можете судить об уровне конкуренции только в пределах одного региона.
Известным производителем является новосибирская группа компаний «Альбатрос», несколько лет назад «Гамма» и «Невская палитра» также вступили в конкурентную борьбу на рынке школьных и профессиональных кистей. В то же время (особенно в группе «школьные кисти») на рынке много товара из Китая, который по-прежнему остается главным конкурентом продукции, изготовленной руками российских кистевязов. Сырье в основном тоже привозится из Китая.
Нет шишек – нет и белок
Ассортимент российских производителей кистей идентичен – во всяком случае, по используемому сырью. Натуральный волос: колонок, белка, пони, коза, щетина. Реже для изготовления кистей используются песец, лиса, собака, барсук, ушной коровий волос, конский волос.

Уже много лет подряд время от времени наблюдается дефицит сырья для са- мой популярной кисти: кисти из волоса белки. Такая же ситуация складывается в отношении кистей из волоса колонка – пушного зверька, обитающего в Сибири, Китае и Корее. Кисть из колонка считается универсальной и предназначена для работы с красками всех видов. Она же являлась всегда наиболее дефицитной и дорогой, поскольку колонок – более редкий зверек, чем белка, и, так же как и белка, не живет в неволе.

Одни производители связывают недостаток сырья с общим упадком меховой промышленности в России (сырье для кисти – это отходы мехового производства, хвосты, а только ради хвостиков белок убивать, мягко говоря, не совсем рентабельно), вывозом российского сырья за границу, другие говорят о том, что подобного дефицита у них вообще не было и нет.
Андрей Леонидович Бяков, генеральный директор компании «Живописные кисти»:
«Проблемы с сырьем (волосом) как таковой в России не существует. Существует проблема неумелого хозяйствования некоторых участников рынка. Если, например, в России в этом году неурожай шишек, и пищевая база белок уменьшилась, то на другом конце земного шара наоборот, не знают, куда этих белок девать. Всегда необходимо крутиться, искать волос и другие комплектующие, иначе возникающие перекосы создадут проблемы для ваших партнеров по бизнесу».

Борис Иванович Пестов, генеральный директор ООО «Художественные материалы»:
«Дефицит сырья белки возник не сейчас в 2010 году, и даже не в прошлом 2009-м. Дефицит белки нарастает год от года. Иногда ситуация несколько легче, иногда очень тяжелая, как в настоящее время. Без сырья невозможно сделать кисти, соответственно рынок недополучает продукцию. При этом, если мы будем анализировать ситуацию других стран, то она несколько иная. На фоне общемирового дефицита кистей из волоса белки (а эта ситуация характерна не для конкретного поставщика и даже не для России как выделенного региона, эта ситуация носит именно общемировой характер), дефицита сырья волоса белки в других странах не наблюдается. В первую очередь это связано с принципиально иной структурой продажи кистей. К примеру, в европейских государствах 60-80% процентов продаж составляют синтетические кисти. Влияют тут и исторические традиции, и культурные аспекты. Прибалтийские государства и ряд стран СНГ в прошлом году испытали резкое падение продаж кистей из волоса белки – дорогой вид продукции не выдерживает конкуренции с более дешевыми заменителями».

Россия является самым массовым потребителем кистей из волоса белки – и в школьном, и в художественном сегментах, насытить рынок в сложившейся ситуации нелегко, поэтому, как считает Борис Иванович Пестов, да и многие другие производители, сейчас нет иного выхода, кроме замещения. Чем и как можно сегодня заменить традиционную белку? Способны ли производители, при дефиците сырья, насытить рынок и подготовить его к наступающему школьному сезону? Во-первых, на рынке давно уже предлагается кисть из волоса пони – она более жесткая, менее эластичная, чем белка, но стоит дешевле и вполне подходит для творчества в школе. Во-вторых, производители предлагают кисти из смешанного волоса: например, белка плюс пони. В основном, такой продукт тоже ориентирован на школу. Однако и здесь есть небольшая проблема, волнующая добросовестных участников рынка: не все производители открыто заявляют о том, что продают «смешанный» волос», иные предпочитают выдавать такие кисти за белку в чистом виде.
Борис Аркадьевич Пестов, генеральный директор ООО «НИЛ»:
«Фирмы-однодневки и другие часто предлагают сырье сомнительного качества и небезопасное. Мелкие производители мешают волос с суррогатом (например, белку довольно часто мешают с дешевым волосом) или выдают за колонка волос неизвестного зверька, внешне похожего по цвету, но на этом сходство и заканчивается. Я специально проработал именно этот волос. Оказывается, это волос грызуна, скорее всего тарпагана (сурка). Мы в ответ разработали кисть из смесевого натурального волоса – «Белка имитация». Хотите натуральную белку – пожалуйста, но она не может стоить дешево. Сейчас полуфабрикат стоит от 700$ до 850$ за 1 кг, и в лучшем случае из него получится 800 шт. кистей № 1, то есть только за волос надо отдать около 10 центов (3 рубля). Тогда как кисть № 1 из волоса белки стоит у некоторых 2.30 руб. Это или не белка, или контрабанда, или ворованное сырье».
Борис Иванович Пестов, генеральный директор ООО «Художественные материалы»:
«К вопросу экономии и удешевления себестоимости изделия надо подходить крайне аккуратно, и нельзя вводить в заблуждение клиента и потребителя. К сожалению, это незыблемое для нас правило далеко не всегда соблюдается другими производителями. Ряд производителей не выдерживает размерность кистей: вместо заявленного № 5, т. е. 5 мм в диаметре пучка волоса рабочей части, фактически имеется в лучшем случае 4,5 мм. Расход волоса (основная статья за- трат!) в этом случае значительно ниже. Отдельная большая тема: «подделка» волоса или замена одного вида сырья на другой, более дешевый. Наибольшее количество подделки волоса происходит в группе беличьих кистей. Вместо белки встречается незаявленная смесь из белки, пони и синтетики в различных вариациях и пропорциях, иногда вместо белки встречается крашенный волос пони. Также вместо «голубой белки» (черный качественный волос), встречается крашенная или некрашеная «сосновая белка» (это сырье хуже по своим характеристикам, слишком мягкое, слишком ломкое, слишком «жидкое»). В итоге получается кисть из волоса белки, по цене близкая к кисти из волоса пони. «Замены» волоса встречаются и в колонковых кистях, вместо дорогого волоса колонка в кистях используют волос соболя, более мягкий и более дешевый.
В 2010 году мы включили в ассортимент кисти «белка mix». Соотношение волоса в смеси: 70% – белка, 30 % – пони. Кисти «белка mix» сохраняют свойства сходимости в точку и контроля над текучестью краски, близкие параметрам кистей из чистого волоса белки. Волос пони придает кисти дополнительную «упругость» и увеличивает устойчивость к стиранию. Включение пони в состав сырья снимает излишнюю остроту в проблеме нехватки волоса белки, при этом функционально кисть остается на уровне хорошего школьного инструмента. Смесь заявлена на этикетках всех уровней упаковки. Мы не вводим клиента и потребителя в заблуждение. Мы предлагаем альтернативу».

Еще одна альтернатива самой популярной и удобной в рисовании белке – это синтетическая кисть. Но если многие профессиональные художники уже довольно давно поняли и приняли преимущества этого материала, который нисколько не уступает натуральному волосу и в то же время более долговечен, то консерватизм школьных учителей производителям преодолеть сложнее. Тем не менее, синтетическую кисть начали включать в «школьный ассортимент». В частности, «Гамма» предлагает наборы синтетических кистей с №1 по № 5 в серии «Лицей».
Андрей Викторович Припачкин, начальник службы продаж коммерческого департамента компании «Гамма»:
«Синтетическая кисть универсальна и идеально подходит для любой краски. Это специально обработанный волос, который имеет оптимальную эластичность и мягкость. Сырье для синтетических кистей в основном поставляется из Китая, более качественное – из Японии. Можно определить по виду: абсолютно рыжая синтетика – точно китайская, синтетика благородных цветов и разных оттенков – японская, причем японцы делают волос разной заданной жесткости. В нашем ассортименте синтетические кисти для художников – это огромный ассортимент – порядка 150 наименований, три вида жесткости, два вида по длине ручки. В детском направлении мы поставляем на рынок пять синтетических кистей, ассортимент пока не расширяем, поскольку на сегодняшний день спроса как такового нет».
Борис Иванович Пестов, генеральный директор ООО «Художественные материалы»:
«В 2009 году в ассортимент компании была включена группа школьных кистей из синтетического волокна (профессиональная линия существует уже давно). Функциональные характеристики упругости данных кистей наиболее близки к характеристикам кистей из волоса колонка. По цене кисти из синтетики дешевле, чем кисти из волоса белки. Синтетика рекомендуется для художественного творчества. Особо стоит отметить возможность использования синтетических кистей в работе с акриловыми красками».

По некоторым прогнозам, синтетике в ближайшие годы все-таки предстоит занять доминирующее положение в сегменте кистей для школы. В частности, так полагает Андрей Бяков («Живописные кисти»): «Также останутся на школьном рынке кисти из волоса щетины и пони. Более широко, чем сейчас, будут представлены кисти из смеси белки с различными другими более дешевыми видами волоса. Кисти из волоса чистой белки и колонка уйдут с рынка навсегда».
Школьная кисть: дешево и сердито
Не все считают корректным разделять ассортимент кистей на «школьный» и «профессиональный», поскольку добросовестные производители утверждают, что любая кисть должна быть выполнена качественно, дабы исполнять свою главную функцию – рисовать краской. Ведь художники не брезгуют «школьной» кистью для своих работ, значит, и школьная кисть обязана «уметь рисовать». «Кисть школьная, «школьник», «ученик» – эта приставка появилась у недобросовестных производителей, – считает Борис Аркадьевич Пестов (ООО «НИЛ»), – чтобы вместо белки подсовывать суррогат. Дескать, для школьника большего и не надо, в торговле главное дешево».

Тем не менее, потребители диктуют свои требования, и первое из них: цена на кисть для школы должна быть невысокой. Школьная кисть – продукт более массовый, чем художественная, и более дешевый. Ведь для художника кисть – наиважнейший инструмент, а для школьника – скорее, расходный материал, примерно как ручка или карандаш. Сырье для производства школьной кисти используется то же самое, что и для художественной (то есть это тоже натуральный волос, щетина или синтетика), но обрабатывается оно иначе, и «сортность» сырья другая, за счет чего и удается сэкономить по цене. Ассортимент в «школьном» сегменте по номерам и по форме кистей значительно уже, чем в профессиональном. Школьные кисти круглые и плоские. В то время как художественный ассортимент включает кисти круглые, плоские, веерообразные, трафаретные, кисти «флейц» и многие другие.
Андрей Бяков, генеральный директор компании «Живописные кисти»:
«Кисти для художников отличаются от школьных кистей настолько же, насколько «Мерседес» отличается от «Жигулей». Для производства качественных кистей используется другое сырье, другие технологии и станки тоже нужны другие. Кистевяз, проработавший 10 лет на производстве школьных кистей, попадая на производство кистей для художников, снова превращается в ученика. Переучивать такого мастера бывает иногда сложнее, чем взять нового человека с улицы. Каждый хочет иметь качественную кисть, но если кисть нужна для разового потребления и результат при этом не имеет большого значения, то кисть нужна дешевая, одноразовая! Ведь и на «Жигулях» в нашей стране ездит людей больше, чем на «Мерседесах».

Любая кисть состоит из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы и деревянной ручки (черенка).
Волосяной пучок – это рабочая часть кисти из натурального или синтетического волоса, собранного в пучок определенной формы и размера. Волосяные пучки для кистей вяжутся вручную, только так получается действительно качественный художественный инструмент. Именно себестоимость волосяного пучка главным образом влияет на конечную цену кисти. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма для кистей изготавливается из металла. Обоймы бывают шовные и цельнотянутые. Для школьных кистей иногда используется шовная жестяная обойма, для художественных более дорогая – медная цельнотянутая.

Даже у такого «расходного материала» как школьная кисть могут быть другие конкурентные преимущества, помимо цены: прежде всего, товарно-привлекательный внешний вид, этим производители сегодня озабочены не в последнюю очередь. Эстетический вид товара – то, что способно выделить его среди аналогов на прилавке. «Гамма», например, сделала определенный шаг в сторону розницы: выпустив для школы белку с первого по десятый номер, четыре номера колонка, пони, щетину, козу и пять номеров синтетики, позаботилась о том, что каждый вид кисти имел свой цвет ручки: пони – красная, белка и колонок – «маренное» дерево» и так далее. Кисти, предназначенные для продажи отдельными номерами, для удобства заключены в специальные прозрачные «пеналы».

Поскольку розница, особенно розница формата самообслуживания, очень любит наборы, в блистере или пленке с европодвесом, они есть в ассортименте практически каждого производителя. «Гамма»: набор «Малыш» – кисти из щетины, набор «Школьник» – кисти из волоса пони, набор «Лицей» – синтетические кисти. «Питер Арт Сервис»: наборы «Цветик» – кисти из волоса белки, колонка, свиной щетины, лисы, пони козы (каждый из наборов имеет подробную аннотацию и снабжен таблицей, благодаря которой можно безошибочно подобрать номер и тип кисти для выполнения конкретной работы»), наборы «Сонет» – по 3 и 5 штук. ООО «Художественные материалы»: 38 наборов разного уровня – от дошкольника до профессионала, от недорогих до подарочных в инкрустированных шкатулках. Самыми популярными школьными наборами являются «Школьник», «Малыш» и «Радуга». Быстрыми темпами растут продажи наборов-ассоциаций «Зебра», «Светофор», «Триколор».

Несмотря на все сложности, производители кистей заявили, что готовы к школьному сезону 2010 года.
Текст:
Вера Федорова
Журнал "Канцелярское Дело"



Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

 

Канцелярское Дело

Рейтинг компании на портале: 12345 3.68 3.68 (оценило: 94 человек)
Отправить запрос в компанию

 

 

Наверх