АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
3 апреля 2006

Сидеть рядом

Информационные технологии позволяют сегодня многим работать вне офиса. Однако немногие работодатели готовы отпустить работников в свободное плавание. Большинство предпочитают строго контролировать каждый шаг сотрудника.

Британская аналитическая компания Career Innovation Group провела опрос 2000 работников из 32 стран об отношении к дистанционной работе. 45% респондентов заявили, что предпочли бы работать вне офиса. Более того, им уже настолько надоело просиживать весь рабочий день на работе, что каждые четверо из 10 собираются в ближайший год расстаться по этой причине с работодателем. А 50% готовы пойти на снижение зарплаты, лишь бы им разрешили перейти на более гибкий график.

По мнению исследователей, недовольство работников не следует объяснять исключительно стремлением заполучить работу с более гибким графиком. Дело обстоит гораздо серьезнее. Похоже, работодатели и работники придерживаются сегодня диаметрально противоположного мнения на то, как должна быть организована работа.

Противоречия приводят к неудовлетворенности результатами, падению эффективности и невнимательному отношению к талантам сотрудников. “Работодатели мыслят в традиционном русле. Они используют привычные им методы бюджетирования и много внимания уделяют формальному "подсчету голов" в офисе”, — говорит Джонатан Уинтер, директор Career Innovation Group. Однако, добавляет он, измениться должны не только работодатели, но и сами работники.

Исследования, проведенные компанией, показали, что сотрудники зачастую не способны убедить работодателей в своей правоте и доказать, что вне офиса они будут работать не хуже и даже лучше. “Нам необходимо создать совершенно новую схему взаимоотношений работника и работодателя”, — поясняет Уинтер. Он приводит в пример компанию Sun Microsystems, которая разрешила своим сотрудникам работать вне офиса и сэкономила $24 млн на затратах на IT-системы и электроэнергию, а также $71 млн — на аренде недвижимости.

Отечественные работодатели тоже подсчитывают, сколько средств им могут сэкономить работники вне офиса. “У нас по такому графику работают специалисты по мониторингу рынка и копирайтеры”, — рассказывает Ольга Дашевская, управляющий партнер коммуникационной компании PR Inc. По ее словам, расходы компании на этих работников сокращаются в полтора — два с половиной раза, потому что для них не надо оборудовать рабочие места. “Все наши затраты — это их зарплата”, — говорит она. Однако всех своих работников переводить на свободный график Дашевская не собирается. “Я считаю, что вне офиса могут работать только определенные группы сотрудников, чей результат не завязан на деятельность команды”, — утверждает она. От остальных Дашевская требует ежедневного присутствия на работе.

Но есть компании, где вне офиса работают большинство сотрудников. “У нас очень интеллектуальный бизнес. Ощущение команды создается общей целью, а не присутствием в одном месте”, — рассказывает Алексей Шлыков, гендиректор компании SAP, которая занимается разработкой решений в сфере управления. По его словам, работа над проектом обычно начинается с веб-конференции. Потом составляется план, каждый получает конкретное задание. Раз в неделю участники проекта проводят виртуальные встречи, узнают, как продвигается работа у других участников, и вносят свои коррективы. “Видятся они раз в год, но чаще и не нужно. Техника позволяет постоянно поддерживать связь и координировать проект”, — объясняет Шлыков. Правда, есть у такого метода минусы. “Зачастую получается, что работаешь во внеурочное время, даже по выходным или в отпуске. Конечно, семья расстраивается”, — говорит он.

Впрочем, для российского рынка SAP является исключением. “Подавляющее большинство отечественных работодателей негативно относятся к работе вне офиса”, — констатирует Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию кадровой компании Manpower CIS. Они не видят смысла экономить на аренде помещения и на электроэнергии. “У нас до сих пор не очень конкурентный рынок. Норма прибыли для наших компаний выше, чем для западных корпораций”, — объясняет она. Поэтому российские работодатели не экономят средства так, как экономят их зарубежные компании. И предпочитают держать всех сотрудников под контролем.

“Очень трудно следить за человеком, который работает на расстоянии”, — сетует Инна Овсянникова, гендиректор компании по производству и продаже художественных красок “Гамма”. Она вспоминает, как в 2004-2005 гг. отправила в регионы двух торговых представителей. Одного из них еще можно было как-то проконтролировать, потому что он был интегрирован в сеть местного дистрибутора. Но второй остался без всякого надзора. “Человек, как мне казалось, много работал, написал подробный отчет, а потом другой менеджер поехал в регион, и оказалось, что работа не сделана”, — рассказывает Овсянникова. После этого случая она решила временно отказаться от идеи работы своих сотрудников вне офиса. “Я поняла, что надо более четко прописывать обязанности того, кто работает на расстоянии. К тому же я должна продумать систему контроля”, — говорит она.

Эксперты отмечают также, что с психологической точки зрения отечественные работодатели недолюбливают индивидуалистов. “Мы по своей натуре коллективисты. Просто сейчас это называется модным словом "командность". Мы не сможем быстро отказаться от сложившихся стереотипов”, — считает Цыпкина из Manpower CIS.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Для бизнесменов с амбициями
Следующий материал
Требования к гелевым ручкам на госэкзаменах в школе

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
19 апреля
Новинки компаний