Облако тегов
Новости

События

Канцелярский Форум
Фотогалереи
Авг
3
2005 г

"Топ-книга" откажется от развития розничной сети

02.08.2005
Книготорговая компания "Топ-книга" в будущем планирует отказаться от интенсивного развития розничной сети и сосредоточиться на дистрибуции. Дальнейшее расширение торговой сети под брэндами "Топ-книги" будет осуществляться за счет партнеров франчайзи.

Оптово-розничная компания "Топ-книга" начала свою работу в 1995 году. Сегодня у "Топ-книги" есть фирменная розничная сеть из 215 магазинов в 104 городах России (общей площадью около 75 тысяч квадратных метров) и 3 собственных склада. Общий товарооборот "Топ-книги", по данным компании, в 2004 году составил $104 млн.

"Топ-книга" создавалась и долгое время работала прежде всего как оптовый книготорговец. Но последние годы компания активно строила собственную розничную сеть. Сейчас большинство магазинов открыто прежде всего в формате супермаркета площадью несколько сотен квадратных метров. В этом году "Топ-книга" объявила о масштабной программе по расширению мелкооптовых магазинов типа cash & carry.

Тем не менее, как заявил основной владелец и генеральный директор "Топ-книги" Георгий Лямин, "строительство магазинов — вынужденная мера. Инфраструктура розничной книготорговли в России развита очень слабо, и многие наши магазины мы ставим там, где современные форматы торговли отсутствуют в принципе". По словам Лямина, в перспективе компания сосредоточится прежде всего на том, с чего "Топ-книга" и начинала — дистрибьюторской деятельности. Именно поэтому основным форматом магазинов, которые компания открывает сегодня, является cash & carry (брэнд "Литера"). "Пока порядка 70% продаж приходится на конечных потребителей, — признается руководитель "Топ-книги". — Однако мы рассматриваем этот формат прежде всего как наиболее удобный канал снабжения мелких оптовиков, торгующих с лотков и продающих книги за пределами крупных городов". По словам Лямина, в "Литере" постоянным спросом пользуются некоторые наименования (например, детские книжки, продаваемые по 5 рублей за штуку). Обычные городские магазины просто отказываются их брать из-за невысокой маржи.

Позиция "Топ-книги" довольно необычна, поскольку на большинстве товарных рынков сегодня наблюдается обратный процесс — переход оптовых компаний к рознице как более прибыльному и стабильному виду деятельности. Размер маржинального дохода оптовиков постоянно снижается — многие из них сегодня превращаются, по сути, в логистических операторов, предоставляющих складские и транспортные услуги и почти не занимающихся собственно продажами. Что касается книжного рынка, то здесь интерес к розничному звену проявляют даже издательские компании — такие как АСТ, "Эксмо".

Тем не менее Лямин считает, что значительную часть розничного звена на книжном рынке должны составлять независимые магазины. "Даже в США наряду с такими гигантами, как Borders и Barns & Noble успешно работают порядка 6000 независимых магазинов, каждому из которых удается найти собственный подход к клиентам, создать у себя неповторимую атмосферу, — говорит Лямин. — В рамках сети этого не сделаешь. Сеть — это всегда стандартизированный подход". При этом Лямин уверен, что эффективная работа розницы возможна только при наличии крупных национальных дистрибьюторов с максимально широким ассортиментом.

Дальнейшее развитие собственных розничных брэндов руководитель "Топ-книги" связывает с франчайзинговой моделью. "У нас уже есть около 20 локальных партнеров, которые являются управляющими и совладельцами магазинов "Книгомир" под нашей маркой на местах, — говорит Лямин. — Сейчас мы заняты формализацией технологий и "вычищением" брэнда, чтобы иметь возможность в будущем предложить ритейлерам работать под ним в полностью собственных магазинах". "Топ-книга" в этом случае будет осуществлять ассортиментное наполнение и поддержку брэнда на федеральном уровне.

Кроме "Книгомира" Лямин считает возможным в перспективе предложить потенциальным франчайзи другой свой формат — магазины прессы "Сорока" (площадью до 100 кв. м). По его мнению, такого рода торговые точки могут быть востребованы в местах с большим человекопотоком — аэропортах, вокзалах, крупных торговых центрах. При этом Лямин убежден, что эффективность этих торговых точек повысится, если их управляющий будет одновременно и владельцем.

"Франчайзинг в книготорговле — очень эффективный путь развития", — говорит руководитель отдела маркетинга издательства "Эксмо" Дагмара Иванова, отмечая при этом отсутствие сейчас в России твердой законодательной базы, которая бы определяла взаимоотношения франшизора и франчайзи. Само "Эксмо" сейчас развивает собственную сеть фирменных магазинов.

Другое крупное издательство АСТ имеет на сегодняшний день уже порядка 200 магазинов по всей России. По словам заместителя гендиректора АСТ Льва Ганкина, большая часть их принадлежит самому издательству, остальные открыты крупными оптовыми клиентами. Ганкин признает, что отношения с партнерами в этом случае не являются строго формализованными — они имеют право продавать книги и других издательств.



Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

 

Наверх